Жажда святости или чудес?

6677Диакон Димитрий Уваров, миссионерский отдел Кызыльской епархии.
“Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное” (Матф.5:20). Наши вера и жизнь должны превосходить веру и жизнь фарисеев и книжников – буквалистов в вопросах обрядов и знатоков Библии.   Надежда этих людей была в строгом исполнении религиозных законов и традиций, они опирались не на дух Закона Божия, а на скрупулезное выполнение внешних предписаний, а также прибавляли свои выдуманные правила. Фарисеи и книжники так и не смогли стать новыми людьми, водимыми Духом Святым, а остались «ветхими», то есть не способными воскреснуть для Жизни вечной.
Мы также не замечаем своей ветхости и вот в чем. В последнее время набирают популярность чтения «акафистов по соглашению», когда каждый участник в определенное время читает акафист Божией Матери или иной акафист, с молитвой об определенных людях или нуждах, самостоятельно дома или в ином месте. Случается, что такое чтение накладывается на богослужение, когда участник «акафиста по соглашению» бывает в это время в храме. И тогда он молится не со всеми прихожанами, а читает «свой акафист», отделяя себя от них. Похожая ситуация наблюдается в интересе людей к молебнам, которые воспринимаются как необходимая часть Божественной Литургии, совершаемой до или после главнейшей церковной службы (Евхаристии, или Литургии).

Желание объединиться вокруг служения молебна или чтения акафиста становится некой альтернативой объединения людей вокруг самого важного храмового богослужения – Божественной Литургии. Почему-то длительные Всенощные бдения и воскресные Литургии не могут удовлетворить духовного запроса любителей заказных молебнов и «акафистов по соглашению». Некоторые люди даже обижаются, если перед Литургией не служится молебен.

Возможно причина в том, что малопонятные тексты Литургии и Всенощного бдения, структура и динамика этих богослужений утомляют человека, не желающего вникать в глубину происходящего. И поэтому он нуждается как бы в «своей», простой и понятной, службе. Акафист имеет ряд преимуществ, ввиду ясности текста и мелодичности. А молебен представляет собой уменьшенную вариацию какой-либо длительной службы. Поэтому человеку легче воспринять молебен или «домашний акафист», чем полноценное церковное богослужение – Часы, Литургию или Вечерню с Утреней.

Также одной из причин является отношение к молитве как таковой. Если верующий не полюбил и не молится дома псалмами, то он мало знаком с языком богослужения и не знает смысл церковных молитв и песнопений, не чувствует их дух. Если он не желает читать Евангелие и вообще не знакомится с историей народа Божия, то он не поймет тех образов и фактов, на которые опирается богослужение. Если он не знает и не вникает в Символ веры, то он не воспринимает библейские чтения и проповедь с амвона. Если у него нет живого, личного опыта обращения к Богу своими словами или краткими молитвами, то он не сможет переживать богослужение, а видит лишь его внешнюю красоту, вынужден скучать и уходить из храма или даже из Церкви.
Еще одна важная причина – нежелание полюбить ближних, в том числе своих врагов, постоянное стремление отделиться от них в круг, удобный «для меня». Ведь церковная молитва – она соборная, она показывает что мы — семья верующих. Больница, где лечатся и спасаются разные люди. Мы забываем, что Церковь во время богослужения уже объединяет нас для молитвы друг за друга. В доказательство этого просто прочитаем тексты богослужений и все это увидим. К тому же нам не запрещается индивидуально во время богослужения молча поминать тех, о ком мы особенно хотим молиться.

Следующая немаловажная особенность такого течения – увлечение чем-то в Церкви, с перекосом в сторону от Бога. Эти увлечения двух видов: идеология и магизм. Идеология – борьба со штрихкодами, ИНН, электронными паспортами, чин всенародного покаяния за убийство, совершенное другими людьми, почитание отдельных святых как «искупителей» нации, другое другое. Магизм наблюдается в чрезмерном внимании к определенным традициям в Церкви. Например, количество свечей, поставленных в определенном количестве храмов, обязательность для благочестия и спасения именно «таких» поклонов или «такого» количества молитв или молитв перед такой иконой или другой…
И последняя причина увлечения отдельными молитвами по соглашению — желание чудес, или исполнение особых для этой группы молящихся прошений в ущерб основной молитве — домашней или церковной (повторюсь, что молитвы по соглашению не являются чем-то греховным сами по себе).

Вывод. В таком положении человек жаждет не совершенствования своей души, внутреннего преображения, а исполнения своих личных желаний, в отрыве от воли Божией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *