Без чего миссия обречена на провал

main_348178_originalfАнтоний Дулевич, миссионерский отдел Кызыльской епархии
Отец Даниил был совершенно прав. Вот что он писал в своем «жж» в последний день своей земной жизни: «Божией милостью мне приходилось за последние годы побывать во многих странах и областях России с целью проповеди. Анализируя накопленный опыт, я прихожу к выводу, что без восстановления в умах христиан изначального понимания того, что здесь мы лишь в гостинице, что наша Родина на небесах и в Церкви уже нет национальностей, проповедь Евангелия обречена на провал» (1).
  И практика доказывает верность его слов – без уранополитизма у православной миссии нет перспектив. Сам я являюсь уранополитом только лишь на словах — никак не получается возлюбить Небесное паче всего земного. А вот пример мне есть с кого брать: за последние три года на миссию в Туву приезжало более двух десятков молодых уранополитов (считающие себя патриотами почему-то на миссию не приезжают). Так вот, у этих молодых ребят все никак у обычных современных христиан — они могут часами говорить на духовные темы, вычитывать весь круг дневного богослужения, ежедневно причащаться и при этом 7 дней в неделю уделять на проповедь Евангелия находящимся вне Церкви Христовой. Все они считают себя учениками иерея Даниила Сысоева, хотя и почти все познакомились с ним только после его смерти. Многие ученики отца Даниила стали священниками, монахами. Десятки, а может, и сотни молодых людей через батюшку прониклись идеями миссионерства. Вот лишь некоторые реальные плоды проповеди отца Даниила, которая многим была неприятна и резала слух, особенно в вопросе уранополитизма — христианского учения о том, что христиане не имеют здесь вечного гражданства, но ищут будущего Царства Бога, и потому не могут ничему на Земле отдавать своего сердца. Уранополитизм утверждает, что в смертном мире христиане – странники и пришельцы, а их родина на небе.
   У отца Даниила были небольшие планы — он всерьёз хотел силой Божией обратить ко Христу  всю Вселенную, чтобы приблизить славное Пришествие нашего Господа. И сейчас ученики и близкие знакомые батюшки проповедуют в разных странах нашей планеты. А для этого необходимо иметь христианское мировоззрение уранополитизма.
Уважаемые носители патриотических и националистических идеологий (имеются ввиду те, кто говорит, что мы обязаны гордиться страной, любить её культуру и сам прах земной, по которому мы ходим) говорят, что, мол, сначала надо «русских просветить» и тому подобное, забывая прямую заповедь Господа о просвещении всех народов Земли (Мф.28:19).  Убежден, что все это – лишь отговорки. Если бы хотели просвещать русских – то просвещали бы реальной проповедью, с которой сегодня, давайте честно, скажем, в Русской Церкви громадные проблемы. Что и наглядно показал в 2014 году съезд епархиальных миссионеров в Москве, на котором Святейшему пришлось изменить свой традиционный тактичный тон.
А проблемы-то остаются нерешенными. Имея громадный ресурс среди православной молодёжи и разные учебные заведения, носящие статус «миссионерских», самой настоящей миссии, как возвещения Откровения Божия заблудшим, никак не видно. Когда меня спросили, какие методички издает Синодальный миссионерский отдел, мне пришлось уклоняться от ответа. Если честно, мне самому интересно, почему из синодальных отделов по работе с молодёжью и социальному служению в течении года приходит множество бумаг, а из миссионерского —  ни одной?
   Возвращаясь к теме, надо сказать, что под маской патриотизма часто прячется привязанность к спокойной и безмятежной жизни. В послании к Тимофею Апостол Павел говорит о причинах того, почему его соратник Димас перестал сопутствовать Павлу в миссии: «Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век» (2Тим.4:9). Блаженный Феофилакт так толкует это место: «Возлюбив нынешний век, — то есть возлюбив покой, жизнь безопасную и тихую, захотел лучше наслаждаться дома, нежели бедствовать со мною и разделять мои настоящие опасности». Убоявшись опасностей и бедствий, постоянно постигающих  святого Павла, Димас предпочел остаться дома. Проблему привязанности к домашнему комфорту предлагает решить уранополитизм первоверховного Апостола: «Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего». (Евр.13:13). Тот же толкователь разъясняет: «Итак, нам должно бежать из этого мира и стремиться к будущему граду, то есть к небу». Вот чему и учили  святой Апостол и отец Даниил. Они оба вышли за стан, оба мученически пострадали за Христа и дело обоих живет. По плодам узнается дерево.
Ещё одним доказательством того, что миссия без небесного устремления сердца невозможна, являются слова видного уранополита  — святого праведного Иоанна Кронштадского, рассуждающего о том, почему мы далеки от подражания святым Апостолам: «От мира не суть, якоже и Аз от мира несмь (Ин. 17, 16), — слова Господа Иисуса Христа об Апостолах. Это великая им похвала. В чем же она? В том, что Апостолы, живя в мире, были чужды его, чужды пристрастия к нему, не искали в нем себе ни славы, ни богатства, ни сластей, ни спокойствия, но были как бы существа иного мира, небесного; о небесном мудрствовали и заботились, небесной славы нетленной искали, небесного, нетленного богатства, небесных сладостей и небесного покоя в Боге и соединения с Ним. Мы же грешные — от мира сего, потому что ищем славы мира сего, богатства материального, здоровья, долгоденствия земного, наслаждений здешними благами, здешним спокойствием, здешними радостями. Но из-за пристрастия к миру и его благам все наши беды, страсти, искушения, все неуспехи в христианской жизни» (2).
  Уранополитизм – это дух и мышление первых христиан-миссионеров, которым призывал подражать отец Даниил. Уранополитизм – это боевой настрой на благовествование (не раз в год, а на регулярную проповедь) и мотивация, которой так не хватает многим желающим поработать Господу в миссионерском служении. И для того, чтобы миссионерские учебные заведения (будь- то факультет или семинария) приносили Церкви  реальную пользу, я уверен, в стенах таких заведений  должен жить именно такой дух. Как был убежден митрополит Московский и Алтайский  Макарий (Невский), выдвигавший свои мысли по поводу устроения миссионерских училищ, «весь строй таких миссионерских институтов должен быть приспособлен к тому, чтобы питомцы их без колебаний направляли себя исключительно на миссионерское служение, чтобы, выйдя из миссионерского института, они смело и умело могли приниматься за то дело, на которое будут поставлены» (3). Апостол Алтая говорил о том, что окончив подобное заведение, христианин должен смело браться за дело миссии, а значит, быть готовым без всяких колебаний, с радостью уехать туда, куда его отправят для служения Господу. А для наличия такой готовности необходима  убежденность в том, что на земле мы – странники, а наша Родина – на небе. «Пришлец я есть на земле — эту мысль всякий должен носить в сердце своём; не имею здесь пребывающего града, но грядущего взыскую; отечество моё не здесь: тут я случайно, на время, странник…» – писал святитель Феофан Затворник (4).
  На возглас, а точнее, на отговорку  «надо сначала просветить русских» можно ответить также словами святого равноапостольного Николая (Японского): «Итак, заботиться о явлении миру Православия, а для того о развитии заграничного миссионерства есть первейший долг наш, Богом наложенный на нас. Не в ущерб внутренним миссиям будет это, а, напротив, в большую им помощь и в вящее развитие их» (5). Ещё он отвечал прибывшему на миссию в Японию будущему священномученику Андронику (Никольскому): «Мысль о России бросьте, и да не смущает она вас ни наяву, ни во сне. В России вместо Вас много делателей; здесь Вас заменить некому. Не искуситесь от внушения лукавого бросить Вашу благую часть» (6). Эти цитаты не опровергают тот факт, что в России тоже нужна проповедь, но они показывают несостоятельность «патриотических» убеждений касательно миссии.
Еще раз повторюсь, что сам я, к сожалению, только номинально уранополит. Но это никак не мешает мне видеть реальные плоды от попытки воплотить в жизнь забытую многими  мысль святых, которую воскресил для всех нас отец Даниил. Можно сколько угодно спорить с тем, что говорил батюшка, но, тогда придется поспорить заодно и со Священным Писанием, и со Священным Преданием и сегодняшней реальностью.
Хочется закончиться словами отца Даниила из той же, предпоследней в его земном странствовании заметке: «Пока не вспомним, что Церковь наша — корабль, плывущий сквозь житейское море к пристани спасения, что мы странники и пришельцы, и Родина наша в небесах, до тех пор и миссия наша будет бессильной. Те люди, которые ищут Истины, не придут к нам, ибо им не интересны заботы града земного. И лишь те, кто плачет, потому что ему тесно на чужбине, те найдут Отечество мира и на Земле (в Церкви Божией), и на Небе, в объятиях истинного Отца» (1).
Ссылки:
1- http://pr-daniil.livejournal.com/64534.html
2 — Святой праведный Иоанн Кронштадский. «Моя жизнь во Христе». Размышление № 985
3 — Святитель Макарий (Невский) митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу. Том третий, стр.67
4 — Святитель Феофан Затворник Псалом Давида 118, толкование беседовательное
5 — Святитель Николай Японский. Письма, стр. 258–259.
6 — Святитель Николай Японский. Письма, стр. 119
Священник Даниил Сысоев. «Уранополитизм: зачем нужен новый термин? 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *