Настоящий пост

0_7582e_115ff4f5_lДулевич Антоний, миссионерский отдел Кызыльской епархии
Рождественский Пост — сорок дней духовной брани должны послужить нам для того, чтобы хотя бы на несколько ступенек приблизиться к Богу. Вступая в дело брани, мы, как воины Христовы, должны быть в моральной боеготовности, должны быть вооружены, должны анализировать военную обстановку, видеть цель и знать, как правильно воевать. Поскольку пост у нас не раз и не два в год, а четыре, то, наверное, то, как проводить это время — все мы знаем.
  Современный пост требует не только воздержания в пище, но, может, даже больше игнорирования бесконечных информационных теле-, радио-, интернет- потоках, мешающих сконцентрировать свой ум на едином Господе нашем Иисусе Христе. Ведь для многих сегодня легко не есть мясо, но отказаться от телевизора или интернета почти невозможно. Церковь же дает нам этот временной отрезок для того, чтобы мы реально почувствовали и увидели, чьи мы рабы. Если мы не можем жить без Христа – мы истинные рабы Христовы. Если же нам невозможно продержаться 40 дней без телевизора и интернета, значит… надо что-то менять.   Поскольку об этом мы несколько раз в году слышим, сегодня хотелось взглянуть на пост с иной стороны.
Воздержание указывает нам чего делать не надо. Но, только на ограничениях далеко не уедешь. Надо двигаться вперед и ещё что-то делать. Причем, делать реально и конкретно. Реально, конкретно и тайно. Все, что мы делаем должно нас приближать ко Христу. Любое дело. Но, к сожалению, порой бывает так, что человек, внимательно следя за своим постным рационом, оказывается невнимателен к ближнему, как бы не замечая его проблемы. Так  вот, Богу такой пост, вряд ли угоден.
Пост, предлагаемый Господом
Мы часто говорим о любви, но стоя в храме даже не знаем друг друга по именам. Мы часто говорим о возвышенном, но, боль тех, кто рядом, для нас чужая. Когда человек зацикливается лишь на своих проблемах, он падает в яму ложного христианства.  И вот, тот пост, который предлагает нам Господь через уста Своего пророка Исаии  отличается от наших некоторых распространенных представлений.
«Вот пост, который Я избрал:… …раздели с голодными хлеб твой». (Ис.58:6-7). На  днях мы праздновали день памяти святого Иоанна Милостивого. Так вот самое тяжелое испытание заключалось в том, что были дни, в которые он не находил нищих, которых можно было бы накормить. Он скорбел и считал, что день его прожит зря. Он расстраивался, и думал, что Господь его не посетил. И, для христианина это нормальная скорбь – печаль о том, что сегодня я не смог послужить Христу через реальную помощь ближнему. Святые не просто помогали тем, кому трудно. Они были охотниками, ища нуждающихся. Поэтому, можно проводить время по-разному: ходить по магазинам и искать для себя постное лакомство, или ходить по улицам и искать тех, кому кусок хлеба – золото.
«И скитающихся бедных введи в дом» (7ст.)
Кому невозможно исполнить это буквально, тот может ввести бездомных в дом своего сердца, согрев бедолагу теплой молитвой. Эту возможность никто у нас не отнимет. Всегда кому-то можно помочь. Но проблема в том, что сам человек порой не ищет способов по одной причине – нуждающийся в помощи для него далек. Это не его родственник и даже не коллега по работе, а какой-то незнакомый…  В таких случаях бывает полезным просто мысленно встать на его место. Оказавшись в беде и одиночестве, для меня будет близким тот, кто не побрезгует уделить мне внимание. Ну, а уж если этим беднягой будет христианин, то надо помнить, что он наш родной брат во Христе. Самое же страшное, что наше сердце, видя тех, у кого нет крыши, нисколько не содрогается, ведь настоящая любовь не различает ближних/дальних, она всеобъемлющая. В подтверждении тому — притча Господа о добром самарянине.
«Когда увидишь нагого, одень его».
Начал я пост и Господь меня экзаменует, посылая тех, кому нужна одежда. Каждый такой человек – проверка нашего правильного/неправильного говения. И что важно: Господь не спрашивает, сколько у нас денег, сколько лишних курток. Он просто говорит: «Увидишь – одень». Это простота показывает то, что скупой никогда не сможет оправдать свою скупость и равнодушие. Ведь на себя-то не поскупился. Ведь, если бы передо мной был мой сын – то я, конечно же, побежал бы искать, просить, занимать, чтобы его одеть. И это логично, ведь своих детей мы любим. А этот незнакомый мне человек безразличен мне не потому, что он не мой сын, а потому, что я не имею любви. Любовь – это когда мы себя заставляем делать благо вопреки своей воле. Поэтому пост, который предлагает нам Господь через пророка Исаию – это трудный шаг , обучающий нас настоящей жертвенности. Шаг на ступень, приближающую нас к Троице.
Но этот труд не останется без награды. «Тогда откроется, как заря свет твой и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я» (8-9 т.) Как мы видим, величайшая честь жить в сопровождении славы Господа ждет не тех, кто в период поста просто не ест мяса, не пьет молока и не смотрит телевизор, но ещё и занимается конкретными делами милосердия.
  Ответ недоверчивым
Лишь самоотверженное  милосердие  возводит нас в радость Христову и приближает нас к Нему. Настоящая христианская любовь сопряжена с мужеством и самоотвержением. Когда человек ради Христа жертвует собой для ближнего, он познает Бога, растворяясь в Христовой радости, сходящей в сердце. А  мы живем в страшное время. Потому, что если предложить человеку в течении поста 40 дней подряд делиться с хлебом с голодными, то, он сам испугается. Конечно, от недоверия ко Христу. Но, Господь всем недоверчивым за самоотверженную милость к ближним обещает Свою милость. «Когда ты… … отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают»  (Ис.58:9-11).
Внимание
Чтобы быть неиссякаемым источником воды и светильником в ночи нужно не только накормить голодного, но, по слову Господа «отдать голодному душу» свою. Не просто формально совершить милостыню, но и включить свое сердце. Тогда напитается и душа страдальца. Благое даяние – доброе слово. Внимание к ближнему – это добрая подать.
Внимание к ближнему, к тому, кто оказался по воле Божией рядом с нами – это  тоже делание говения. Почему? Потому что ради заботы  о ближнем придется воздержаться от собственных планов, в которые не были включены внезапные дела милосердия.
Через Писание Господь нас умудряет, а через бедных проверяет. Мы можем довольно строго поститься телесно, но игнорирование просящего о помощи и нежелание копаться в его проблемах из-за «отсутствия времени»  в один миг все наши поклоны, и воздержание перечеркнет.
Поэтому, настоящий пост – это не только время ограничений, но, в первую очередь, неограниченный простор для творчества милосердия. Время дел реальных, конкретных, тайных и самоотверженных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *