Антоний Дулевич, миссионерский отдел
Есть много совершаемых ради Христа внешних дел, в которых присутствует некая борьба: кто-то может отстаивать строительство храма, кто-то миссионерствовать. И те и другие делатели могут быть искушаемы похвалой и одобрением окружающих.
Самая большая для них сложность — быть равнодушным к этому и не искать утешения в одобрениях со стороны. Преподобный Никодим Святогорец учил, что если христианин при совершении доброго дела ищет для себя утешения, то уже нельзя сказать, что дело полноценно посвящено Христу. И всё незаметно для самого делателя может дойти до того, что от этой «подпитки» стороннего одобрения, главной целью его сражения будет не Сам Христос, а внешняя победа. Ведь, одабряющая его публика видит лишь внешнее и хвалит за видимое…
Поэтому, в таких внешних проявлениях борьбы воюющему можно легко сломаться, если параллельно не ведётся тайное сражение, проходящее в глубине сердца. Война, сокрытая от глаз зрителей: только сам воюющий и Христос. К примеру, борьба с таким распространнёным грехом, как празднословие. Внешне человек может казаться молчаливым и это может вызывать одобрение со стороны, но есть ситуации, оказавшись в которых ему будет нужно совершить тяжёлый тайный внутренний труд. Например, в собрании, где окружающие обсуждают какой-нибудь вопрос (не касающийся спасения души), на который он знает точный ответ. Он слышит, как каждый из рассуждающих предлагает свои версии, которые далеки от истины, и ему очень хочется тоже высказаться… Но, вот, тот же святой Никодим говорил, что желание показать свои знания и вставить слово — это есть проявление высокого и ложного самомнения о себе. И, тут, чтобы промолчать,нужно совершить по истинне тайный от глаз других труд. Труд, который видит только Христос. Труд, который вовсе не имеет перпектив внешнего утешения… И когда подобный тайный труд ради Христа совершается, человек одновременно учится надеяться только на Господа и не ждать утешений со стороны. Как сказал не помню кто из святых, молчание — есть доверие Богу. Действительно, иногда нам кажется, что, если мы не вставим своё слово, то кто-то чего-то важного не узнает и не поймёт, но, в большинстве случаев, молчание принесёт несомненно бОльшую пользу, чем слово. Неслучайно, святые отцы называли добродетель молчания движущей силой в деле невидимой брани.
Когда у христианина нет надежды не на что и не на кого, кроме Господа — Христос особым образом помогает и покровительствует ему. Потому, что тайная война в глубине сердце совершается без лозунгов и поднятых флагов, только перед Самим Богом. Если внешняя война может способствовать приобретению похвалы и добрых слов от окружающих, то тайная внутренняя война может гораздо быстрее приблизить к вожделенной цели — Господу нашему Иисусу Христу.