Даниил Костромин
Голос из зала: Давайте на конкретном примере разберем. Вот возьмем Россию. По всей России проповедовано Евангелие? Вот именно так, как написано в Евангелии?
Отец Даниил Сысоев: Нет. В Туве не проповедовано Евангелие; не проповедовано Евангелие палеоазиатам.
В начале 2013 года я, член Миссионерского движения в честь пророка Даниила, три недели дежурил в миссионерском стане в Туве. Хотелось бы поделиться некоторыми воспоминаниями и мыслями. Все описываемые события происходили в конце января – начале февраля 2013 года. Это важно отметить, поскольку миссионерский стан продолжает формироваться и деятельность его со временем может изменяться.
Общие сведения
|
Тува вступила под протекторат Российской империи в 1914 году. В 1921 году была образована независимая Тувинская Народная Республика. В 1944 году Тува вошла в состав СССР. 12 декабря 1991 года в Тувинской АССР была принята Декларация о государственном суверенитете республики.
Республика Тува расположена на юге Восточной Сибири в верховьях реки Енисей. Протяженность территории с севера на юг составляет 420 км, с запада на восток – 630 км. Около 80% территории занимают горы и только 20% – равнинные участки. На юге республика граничит с Монголией, на востоке – с Республикой Бурятия, на севере – с Иркутской областью, Красноярским краем и Республикой Хакасия, на западе – с Республикой Алтай. Температура зимой: −30–40°C; летом +25–35°C. Численность населения – 310,7 тыс. (на начало 2013 года), подавляющее большинство – тувинцы, русских – около 15% (по другим сведениям, менее 10%).
Тува занимает первое место в России по количеству буддистов – 62% населения. Причем буддизм в представлениях большей части населения смешан с шаманизмом: в одних случаях люди обращаются к шаманам, а в других – к буддийским ламам. Для возрождения буддизма в Туву приехало несколько монахов из Непала, за последние годы отмечается рост числа религиозных объединений. Очень многими тувинцами буддизм и шаманизм воспринимаются как органичные элементы культурной и национальной идентичности.
Также с начала 1990-х годов в республике ведут активную миссионерскую деятельность самые различные секты, в основном неопротестантские. В результате им удалось добиться заметных успехов: сейчас в Туве самый высокий по России процент протестантов (1,8%) и практически в каждом населенном пункте есть по несколько сект.
Состояние Православной Церкви
Хотя в республике давно есть православные храмы и совершается богослужение, действенным импульсом к развитию здесь Православия стало учреждение самостоятельной Кызыльской и Тывинской епархии, решение об образовании которой принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 6 октября 2011 года. Правящим архиереем является епископ Феофан (Ким).
На всю епархию (по состоянию на июнь 2013 года) всего 4 храма, одно оборудованное помещение, где служится литургия, и одна часовня; пять штатных священников и три диакона. С июня 2012 года действует миссионерский стан в г. Шагонар, в настоящее время идет работа по открытию второго миссионерского стана в г. Ак-Довурак.
Православие в Туве воспринимается как религия русских, и на фоне подъема национального самосознания это нередко является препятствием к проповеди. Незадолго до поездки я прочел в журнале «Нескучный сад» (2012. № 10) следующие слова протоиерея Геннадия Фаста, настоятеля Абаканского собора, известного сибирского миссионера: «В европейском сознании вера и национальная принадлежность – разные понятия. А у тувинцев это не делится, как и у всех древних. Мы должны не обрусить их, а принести им в культуру Христа, только тогда они потихоньку отойдут от идолов».
Тем не менее, есть и такие тувинцы, для которых истина стоит выше национального вопроса. Мне посчастливилось познакомиться с одной тувинкой, которая, пройдя нелегкий путь к осознанию того, что именно православное христианство является истинным учением о познании Творца, после крещения резко отказалась от всего языческого, например от празднования буддийского нового года – Шагаа, в который тувинцы не спят всю ночь, чтобы духи не приняли их за мертвых и не обделили «благословениями». Она открыто исповедовала знакомым, что приняла Православие, не обращая никакого внимания на упреки, что это, мол, «вера русских». Встречаются и другие подобные случаи. В целом, несмотря на некоторые трудности, можно сказать, что тувинцы всё же открыты к проповеди и после крещения продолжают посещать богослужения.
Миссионерский стан
|
Миссионеры из Москвы и Санкт-Петербурга |
Добраться до миссионерского стана, расположенного в городе Шагонар, не так-то просто. Пять часов на самолете из Москвы до Абакана (Хакасия) – 3400 км; потом около пяти-семи часов на машине или автобусе из Абакана до Кызыла (столица Тувы) через хребты Саянских гор – 380 км и полтора часа на машине от Кызыла до Шагонара (на запад Тувы) – 115 км.
Миссионерский стан начал осуществлять свою деятельность с июня 2012 года. Он был создан Школой православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе РПЦ (ректор –А.В. Люлька) в ответ на предложение епископа Кызыльского и Тывинского Феофана. Но со временем в работе стана стали принимать участие миссионеры самых разных организаций. Значительная часть – из Школы православного миссионера, а также из Карельской епархии, Миссионерского отдела МДА, Миссионерского движения в честь пророка Даниила, Миссионерско-апологетического центра «Ставрос», Православного миссионерского общества имени преподобного Серапиона Кожеезерского, Синодального миссионерского отдела. В настоящее время здесь трудится студент Курской духовной семинарии.
Стан был открыт на базе прихода во имя преподобного Сергия Радонежского, занимающего небольшую комнату в здании Горсовета, приспособленную для проведения богослужений. Отдельного храма в городе пока нет. Сам же приход был образован по инициативе группы верующих г. Шагонар в конце 2011 года. В городе проживает примерно 11 тыс. человек (в Кызыле – 110 тыс.), однако работы для миссионера немало. В связи с нехваткой делателей священник из Кызыла приезжает только в выходные – на всенощную и литургию. Однако иногда у пастырей возникает возможность остаться в городе на более длительный период. Дважды в Шагонар на время приезжали священнослужители из Белгородской митрополии.
Миссионеры сменяют друг друга примерно раз в месяц, поэтому в стане всегда есть кто-то на дежурстве. Некоторые остаются на более длительный срок. Ехать стоит не менее чем на месяц, поскольку первые недели две требуются только для того, чтобы войти в курс дела и познакомиться с людьми. Поездка в стан обязательно совершается на добровольной основе, так как «невольник не богомольник» и уж тем более не проповедник.
Миссионеры живут в уютной квартире, специально предоставленной для трудящихся в стане, в 10 минутах ходьбы от Горсовета. Поскольку город небольшой, передвигаться по нему можно довольно быстро и просто. Продукты миссионеру приносят заботливые прихожане, но если возникает потребность, в городе много магазинов.
Основная деятельность миссионера проходит в храме, в котором он находится ежедневно с 9:00 до 19:00. Зачастую по разным причинам приходится задерживаться, например под вечер может прийти человек, с которым завязывается долгая беседа. Основная работа ведется по следующим направлениям: бесплатное изучение английского языка со всеми желающими, огласительные беседы, изучение Библии, работа с детьми (которые постоянно приходят в храм), беседы с заключенными в расположенной неподал еку исправительной колонии, общение с представителями иных вер и христианских конфессий. Часто возникают внеплановые мероприятия, например миссионера могут позвать выступить в школе (их в городе две) или на каком-нибудь празднике, может появиться возможность сходить в больницу, также могут попросить дать интервью в местную газету и т.д. Некоторые миссионеры занимались организацией работы по переводу молитв на тувинский язык.
Так что за время пребывания в стане миссионер успевает пройти через многое.
У стана с самого начала существования есть единый координатор, которому каждый миссионер регулярно пересылает очередные записи миссионерского дневника. Координатор может поправить миссионера, если тот допустил ошибку, подсказать новые направления деятельности, разрешить возникающие недоумения. При появлении новых инициатив или затруднений миссионер советуется с координатором, который, в свою очередь, при необходимости может оперативно связаться с владыкой для решения особо сложных вопросов. Эти же дневниковые записи многие миссионеры направляют и тем, кто трудился в стане до них, и порой предшественники тоже могут дать добрый совет. Все, кто когда-либо принял участие в работе миссионерского стана в Тыве, потом живо интересуются состоянием дел там. Некоторые уже посещали Тыву по два раза. Условия миссии здесь почти не отличаются от тех, какие были во времена святителя Николая Японского и других дореволюционных миссионеров.
|
еп. Феофан с миссионерами, приехавшими на Пасху |
Деятельность
Богослужение
Одна из главных обязанностей миссионера – ежедневное совершение в храме богослужений мирянским чином (в 9:00 – утреня, в 17:00 – вечерня, а также часы). Для этого необходимо быть знакомым с суточным кругом богослужения. Молитванужна, прежде всего, самому миссионеру для поддержания его духовного состояния. Ежедневная молитва – важнейшая опора в миссионерской деятельности.
Помимо указанных ежедневных служб мы читали канон преподобному Сергию Радонежскому, а также акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В Туве серьезные проблемы с недугом пьянства, многие люди поражены этой страстью, поэтому прихожане собираются для молитвы за своих ближних, а в некоторых случаях приходят и сами страждущие.
Миссионер также помогает священнослужителям во время всенощной и литургии (в алтаре и на клиросе).
|
После занятий в храме, Шагонар |
Английский язык
Три дня в неделю проходили уроки английского языка для всех желающих. В 14:00 – детская группа, в 18:00 – взрослая. Преподается он по специальной системе, с прослушиванием аудиозаписей. На английский приходят как крещеные, так и некрещеные, причем последних достаточно много.
Было радостно наблюдать, как с течением времени у учеников улучшались знания языка, что они учатся чему-то полезному.
Привыкнув к миссионеру и обстановке (занятия проходят в храме), люди порой начинают задавать интересующие их вопросы о вере, и тогда после урока можно за чашкой чая на эти вопросы ответить.
После занятий с детьми можно включить полезный для развития ребенка короткий православный мультфильм (например житие святого). Дети всегда смотрят мультфильмы с большим удовольствием.
|
Библейская беседа |
Огласительные беседы и помощь в воцерковлении крещеных
В обязанности миссионера входит подготовка людей к таинству Крещения.Оглашение – обязательная практика во всей епархии. Оно состоит из цикла бесед, во время которых объясняются основные положения православного вероучения. В самом стане период оглашения, количество бесед зачастую определяются индивидуально для каждого оглашаемого, но, как правило, составляют одну-две недели. Если крестится младенец, огласительные беседы посещают его крестные и родители. На беседы также могут приходить те крещеные, которые незнакомы с основами своей веры. Как правило, беседы проходят индивидуально с каждым человеком.
Миссионеры стараются следить за дальнейшей судьбой крестившегося человека, помогая ему воцерковляться. Поздравляют с праздниками, поддерживают, когда у него возникают трудности, навещают, если в этом есть нужда (например дома или в больнице). Важно, чтобы человек не просто крестился, а стал полноценным прихожанином, участвовал в богослужениях, приступал к таинствам и возрастал в духовной жизни, принося плоды для вечности. Также это помогает крещеному почувствовать, что Церковь – это его родной дом, его семья. Бывает, что человек, видя заботу о себе, сам начинает помогать в храме, например приходит убираться или приносит еду, и от такого служения сам получает духовную пользу.
Во время литургии на миссионере также лежит обязанность говорить проповеди, обычно несколько – на Евангельский отрывок и, например, на празднуемое событие, житие святого, память которого совершается.
После литургии, если позволяет время, можно провести библейский кружок, в котором вместе с прихожанами изучается Священное Писание.
В течение дня довольно часто люди заходят в храм просто из любопытства. Посмотреть на иконы, взять в небольшой библиотеке при храме книгу на время, задать вопрос о вере. И каждого человека миссионер старается встретить лично. Поскольку тувинцы довольно застенчивы, зачастую приходится первым начинать беседу. Для особенно застенчивых на стене у входа в храм висят объявления, цитаты из Священного Писания на тувинском языке, а также листовки о православной вере, которые можно взять из специального настенного кармашка.
Бывает, что человек приходит с какими-то нуждами, просит молитв. Тогда можно подойти к иконе и помолиться вместе с ним. Бывает, что человек открывает какие-то сокровенные вещи, делится переживаниями по возникшим жизненным трудностям, спрашивает совета. Разумеется, ему советуют обратиться к священнику, но всё равно приходится что-то отвечать и утешать.
Дети
Пожалуй, наиболее частые посетители храма – дети (возраста от 5 до 15 лет), большинство из которых – некрещеные тувинцы. Они могут прийти с самого утра или сразу после школы и зачастую остаются до самого закрытия.
Им можно показывать православные мультфильмы, заниматься с ними творчеством, в основном рисованием. Обычно задается определенная тема для рисунка (например потоп, вавилонская башня, храм и т. д.), что очень детям нравится. Лучший рисунок можно повесить на доске объявлений. Можно также лепить, разукрашивать, вышивать, собирать пазлы с изображенными на них храмами – всё, что только будет полезно для духовного развития ребенка. Поскольку дополнительных помещений у прихода нет, занятия с детьми проходят прямо в храме, за специально предназначенным для этого столом.
|
Конкурс православного рисунка |
Дети младшего возраста часто не знают русского языка (который они учат в школе), поэтому с ними можно играть в игру по изучению русского и тувинского. Например, я рисовал что-нибудь и спрашивал, как это будет по-тувински, подписывая название на обоих языках. Таким образом, миссионер может потихоньку учить тувинский, а дети – русский.
Среди детей встречаются те, которые живо интересуются вопросами веры. Например, один девятилетний мальчик-тувинец самостоятельно принял решение креститься (его родители не возражали), регулярно посещает храм, помогает, изучает веру, учится читать на церковнославянском, приводит в храм своих друзей. Поскольку он является в своем возрасте чемпионом Тувы по боксу, сверстники его уважают и прислушиваются к его словам. Как-то он выступал на соревнованиях по боксу и в очередной раз занял первое место. Когда он внезапно перед всеми перекрестился, его со смехом спросили: «Ты что, христианин?» – на что он, не растерявшись, с радостью ответил: «Да, христианин».
Мне посчастливилось наблюдать следующую картину: одна девочка начала с ним ругаться, а он по-доброму взял ее за руку, подвел к иконе Спасителя и спросил: «Что написано у Господа Иисуса Христа в Книге? “Заповедь новую даю вам: да любите друг друга”. Вот видишь, Господь учит нас любить друг друга. Не нужно ссориться».
Однажды он сделал интересный рисунок: на одной части листа злая ведьма, на другой – та же ведьма, но добрая, с крестиком на шее, – объяснив его так: злая ведьма встретила ангела, покаялась в своих прошлых грехах, крестилась и стала доброй.
Беседы с заключенными
Раз в неделю мы посещали исправительную колонию, расположенную неподалеку от города. С инициативой таких встреч еще в самом начале работы стана выступили сами заключенные, среди которых есть верующие. Также их усилиями на территории колонии строится храм преподобного Серафима Саровского.
Обычно беседа длится около трех часов (которые пролетают очень быстро), на ней присутствуют, как правило, 10–20 человек. За это время можно повторить проповедь на Евангельское воскресное чтение, можно специально подготовить беседу на какую-нибудь тему. Общаться было очень легко и приятно, люди слушают с искренним интересом, ведут себя вежливо, задают вопросы. Видно, что для многих из них вопрос веры стоит далеко не на последнем месте. Миссионера расспрашивают про его жизнь, как он пришел к Богу, рассказывают про себя. Радовало, что многие осознавали, что сидят здесь «за дело», не пытаясь себя оправдывать. После беседы миссионера провожают до пропускного пункта, прощаются, благодарят.
Однажды один из них с искренней улыбкой сказал: «Благодарим вас, что посещаете нас, не забываете». Эти слова свидетельствуют о том, что такие встречи важны для людей.
|
Беседа с интересующимися, Хову-Аксы |