Протестантам о крещении младенцев

Антоний Дулевич
Надо сказать, что тема Крещения младенцев — не самая важная в полемике с протестантизмом. Так как, если протестанты и признАют учение Церкви о необходимости Крещения младенцев и станут их крестить, то это не сделает их частью Христовой Церкви. Но, чтобы протестанты понимали, почему Христова Церковь с первого дня Своего существования крестит младенцев, мы поднимем этот вопрос.
Сразу необходимо оговориться, что сущность разногласия коренится в разности библейского и протестантского понимания Крещения. Следствием этого является непринятие протестантами учения о необходимости Крещения детей. Дело в том, что согласно представлениям протестантов, Крещение не является возрождающим священнодействием, омывающих от грехов и обязательным для спасения, необходимы лишь покаяние и вера во Христа, как Господа и Спасителя. Крещение представляется формальным актом вхождения в Церковь, заключением Завета с Богом. Действительно ли это так? Давайте обратимся к святому слову Божию.
1.ПОЧЕМУ ПРОТЕСТАНТЫ СЧИТАЮТ, ЧТО МЛАДЕНЦЕВ НЕЛЬЗЯ КРЕСТИТЬ ?

Сразу скажем, что в Священном Писании НИГДЕ нет запрета крестить младенцев, но протестанты чаще всего ссылаются на три стиха, в которых, по их мнение, говорится об обратном.
1) Мк.16:16 Чаще всего представители протестантизма ссылаются на стих из Евангелия от Марка, в котором сказано: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Марк. 16, 15–16). Протестанты ссылаются на этот стих, говоря, что креститься может лишь тот, кто имеет веру, ибо сказано «кто веровать будет и креститься». То есть, протестанты предлагаю следующую логику: младенцев якобы нельзя крестить из-за того, что у них нет веры. Но, давайте эту логику вставим в этот же стих из Евангелия от Марка, не обрывая его, а дочитывая до конца: «…а кто не будет веровать, осужден будет». То, есть, следуя данной «логике» протестантов, все младенцы будут осуждены, так как они не имеют веры, а в Мк.16:16 сказано, что не имеющий веры будет осуждён. Вот к такому абсурду приводит вольное истолкование Священного Писания в угоду лжеучений.

2) Мк. 14:14 Вы не впускаете детей, а в Писании сказано: «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк.14:14). Судя по цитированию этого стиха протестанты считают, что мы «возбраняем» младенцам приходить ко Христу. Но это не так. Во-первых, детей приносили, чтобы Он прикоснулся, а им возбраняли. Также и мы приносим детей на Крещение, чтобы Христос прикоснулся Своей благодатию, а протестанты возбраняют этому прикосновению. Во-вторых, Господь не сказал, что «детей есть Царствие Божие», а, именно, «ТАКОВЫХ»: «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо ТАКОВЫХ есть Царствие Божие» (Лк.18:15-16). «Таковых» — это значит, таких, как дети. То есть, имеющих простоту и смирение. Некоторые, невнимательно цитируя этот текст, искажают его смысл, говоря, что «детей есть Царствие Божие» и, следовательно, они якобы не нуждаются в святом Крещении. В-третьих, самое интересное — если мы и здесь воспользуемся предложенной протестантами логикой, то, получится ещё один показательный абсурд. Если протестанты убеждены, что дети не нуждаются в Крещении, так как их есть «Царствие Божие», тогда и взрослые не имеют нужды в Крещении, ведь, Христос говорил, что «если не обратитесь и не будете КАК ДЕТИ, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3) и «кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Марк. 10, 15). Вот эти фразы Господа обличает протестантов со всех сторон: 1) нужно стать как ребёнок, который доверяет Богу и Церкви 2) одной веры для спасения недостаточно, нужно иметь детскую простоту и смирение!

3). 1Пет.3:21 Другой стих, на который ссылаются протестанты, взят из послания апостола Петра: «»Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа»(1Петр.3:21).Буквально подлинник передается славянским текстом: «спасает крещение, не плотския отложения скверны, но совести благи ВОПРОШЕНИЕ у Бога, воскресением Иисус Христовым» (1Петр.3:21). «Его́же воображе́нiе ны́нѣ и на́съ спаса́етъ креще́нiе, не плотскі́я отложе́нiе скве́рны, но со́вѣсти бла́ги вопроше́нiе у Бо́га, воскресе́нiемъ Иису́съ Христо́вымъ». Первое – у Бога вопрошается добрая совесть для крещаемого. Когда крестится взрослый – он делает это сам, когда младенец – это совершается крестным восприемником. Институт крестных родителей был установлен ещё святыми апостолами и об этом мы поговорим дальше. Второй важный — это то, что протестанты, как в случае и с Мк.16:16, цитируют стих не полностью, а всего лишь его середину, пропуская самое главное. Если мы прочтём стих полностью, то увидим важную вещь: крещение спасает воскресением Иисуса Христа. Крещение – спасает. Спасает воскресением Христа. Протестанты убеждены, что Крещение – это лишь обещание, но здесь прямо сказано, что Крещение спасает. Почему апостол говорит здесь о том, что Крещение не является омытием плотской нечистоты? Потому, что у евреев были обряды ритуального омовения и апостол показывает здесь кардинальную разницу между Таинством Церкви и иудейским обрядом. Православная Церковь верит в то, что в Крещении не телесная нечистота смывается, а грехи человека (духовная нечистота), и это мы можем увидеть из книги Деяний, когда Анания сказал Савлу: «встань, крестись и омой грехи твои» (Деян.22:16). Из слов апостола Павла можно увидеть и то, что через омовение святого Крещения подаются дары: «но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор. 6:11). Подтверждением того, что через святое Крещение – это не просто обещание (или вопрошение), но средство получения спасения, являются слова апостола, адресованные Титу: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5). Бог спас нас банею возрождения. В данной цитате апостола Петра говорится не о том, что младенцев крестить нельзя, а о том, что Крещение спасает и о том, что в нём у Бога испрашивается добрая совесть (самим крещаемым, или восприемников, если Крещение совершается над младенцем). Протестанты могут возразить и сказать, что дети и так чисты и у них нет грехов. Но, давайте обратимся к Священному Писанию и посмотрим, так ли это.

2. ЧИСТЫ ЛИ МЛАДЕНЦЫ? 
Изначально человек был создан бессмертным, но, после грехопадения семи тли стало передаваться от человека к человеку ещё в материнской утробе. С этим семенем тли стали передаваться болезни и смерть: «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12). Нечистота первородного греха передаётся от человека к человеку: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов. 14:4), «Я в беззакониях зачат и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). Никто не может родиться праведным: «как написано: нет праведного ни одного» (Рим.3:10, Пс.52:4). Неспроста ребёнок в младенчестве начинает капризнячать, откуда это в нём, если он изначально якобы родился чистым? Есть только Один, родившийся Чистым. Это наш Господь Иисус Христос. Он родился после безсеменного зачатия, и в Нём не было скверны первородного греха, передающегося от человека к человеку. Остальные люди, все до единого, рождаются с семенем тли, передающегося от Адама. Если бы это было не так, то, мы не болели бы и не умирали бы, а были такими же, как и первоначальный Адама до своего грехопадения.

3. ВОЙДЁТ ЛИ ЧТО-ТО НЕЧИСТОЕ В НЕБЕСНЫЙ ИЕРУСАЛИМ?

1. Может ли человек, родившийся в нечистоте войти в Небесный Иерусалим? Ответ есть: «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр.21:27). Запись в книгу жизни заносится именно в момент святого Крещения. 2. «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?» (1Кор.6:9). Праведность приобретается через Святое Крещение: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит.3:5). Оправдание можно получить только после святого Крещения: «но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор. 6:11). Сначала омылись, и только после этого получили освящение и оправдание.

4. САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ В БИБЛИИ НЕТ ЗАПРЕТА КРЕСТИТЬ МЛАДЕНЦЕВ?

Всё, что предлагают протестанты в защиту своего лжеучения о ненадобности Крещения младенцев – это несколько разобранных выше цитат, в которых вообще даже близко нет никаких запретов на Крещение
младенцев. Если же взять другие места из Священного Писания, в которых упоминается про Крещение, тогда станет совершенно понятным, почему в Библии не может быть запрета на Крещение маленьких детей. 1. Крещение 3000 в день Пятидесятницы: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян.2:38-39). В день Пятидесятницы 3000 иудеев, пришедших в Иерусалим на праздник, приняли святое Крещение. Как известно, иудеи приходили на праздники в Иерусалим целыми семьями, и младенцев им попросту негде было оставить. Даже, если бы апостол Петр не разглядел бы в толпе младенцев, то, он обязательно сказал бы: «Внимание! Крестятся только взрослые, которые осознанно верят». Но он не только не сказал подобного, но и вовсе сказал «да крестится каждый из вас». Если внимательно рассмотреть данный стих, то мы видим, что относительно покаяния апостол не сказал «да покается каждый из вас» (так как младенцы не могут покаяться), а относительно Крещения повелел всем. Пообещал апостол через Крещение получение прощения грехов и дар Святого Духа. А для сомневающихся подчеркнул, что «принадлежит обетование и детям вашим». Апостол Петр призвал младенцев и детей к Крещению, а протестанты считают, что дети в этом не нуждаются.

2. Крещение – новозаветное обрезание Апостол Павел прямо сравнивает Крещение с обрезанием: «в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол.2:11). Ветхозаветные прообразы являются тенью того, что должно произойти в Новом Завете. Как через неосознанное обрезание иудейский младенец вступал в народ Божий: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт.17:10-11). Младенец вступал в Завет с Богом неосознанно, в самом раннем возрасте: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола» (Быт.17:12). Так же и в Крещении младенец вступает в новозаветный народ Божий – Христову Церковь. Насколько важным было совершение обрезания, можно вспомнить как Господь угрожал Моисею смерть за то, что тот вел в Египет своих сыновей необрезанными: «Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию» (Исх.4:24-25). То есть, некрещеные младенцы остаются вне завета с Богом.

3. Переход Моисея через море Ещё один ветхозаветный прообраз: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» (1Кор.10:1-2). Переход евреев через Чермное море является прообразом новозаветного крещения. Как крещаемый, погружаясь в воду находит в ней как бы опору своего спасения, так и евреи под облаком и при переходе моря получили видимое знамения спасения от Бога. И как евреи через море избавились от фараона, так как покрестившиеся избавляются в Крещении от власти диавола. Сказано «крестились в Моисея», так как шли за ним с верою в него. А в Новом Завете крестятся уже не в Моисея, а в Иисуса Христа: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Рим.6:3). Ну, и самое главное, что видно из прообраза Крещения. Апостол пишет, что в Моисея крестились ВСЕ (а не только взрослые). Это ещё один аргумент против протестантского лжеучения о крещении.

4. Когда крестится все семья: В книги Деяний описываются случаи, когда крестилась вся семья. Если бы апостолы не крестили маленьких детей, у которых нет осознанной веры, тогда в тексте это было бы отражено. Но, в Писании сказано об обратном – крестились все домашние: «И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел.Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас» (Деян.16:14-15). «Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи,
он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога» (Деян.16:29-34).

5. Рождение от воды и Духа (Ин.3:5) В Евангелии от Иоанна описывается беседа Господа с Никодимом, в которой Христос прямо сказал о том, что тот, «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан. 3:5). Церковь всегда толковала эти слова как указание Господа на Крещение и на его обязательность для спасения.
6. Облечение во Христа (Гал.3:27) Апостол Павел пишет о Крещении: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27). Апостол учит о том, что все крестившиеся как бы одевается во Христа. По логике протестантов, дети не нуждаются во облечении во Христа.

7. Принятие плодов Искупительной Жертвы Христа и соединение с Ним (Рим.6:3-4) 1) Если бы младенцы не нуждались бы в святом Крещении, то и следующие слова апостола «Все мы во Христа Иисуса крестившиеся в смерть Его крестились» (Рим.6:3) были бы нелогичными. Апостол говорит о Крещении в смерть Христа, потому что именно в Таинстве Крещения человек становится причастником Искупительной смерти Спасителя, Который «есть умилостивление за грехи наши» (1Ин.2:2). Поэтому, именно в Крещении прощаются грехи, как об этом говорил апостол Петр «и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян.2:38). Так вот, далее святой апостол Павел говорит: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:4). Здесь прямо указывается на то, что хождению в обновлённой жизни предшествует Крещение, а не наоборот. Некрещённые младенцы не смогут ходить в обновлённой жизни. Но, самое главное в пятом стихе «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим.6:5). Крещение соединяет (подобие смерти Его) соединяет крещаемого со Христом. Получаются, что или протестанты верят в то, что апостол ошибся относительно соединения со Христом в Крещении, или протестанты считают, что младенцы могут быть причастниками славы Божией без соединения со Христом.
Итог: в те местах Священного Писания, в которых повествуется о святом Крещении, не только нет запрета на Крещение младенцев, но и вовсе, показывается та польза, которую получает крещаемый, не в зависисмости от его возраста.

5. УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ («СТОЛПА И УТВЕРЖДЕНИЯ ИСТИНЫ» ТИМ 3:15)
1. св. Дионисий Ареопагит (97 г.): Об институте крёстных: «Божественным нашим наставникам угодно было допускать к крещению и младенцев, под тем священным условием, чтобы родители дитяти поручали его кому-нибудь из верующих, который бы их хорошо наставил в божественных предметах, и потом заботился о дитяти, как отец, указанный свыше, и как страж его вечного спасения. Этого-то человека, когда он дает обещание руководить отрока к благочестивой жизни, заставляет иерарх произносить отречения и священное исповедание. …Он… как бы так говорит: я даю обещание преподать этому младенцу Божественные наставления, когда он, пришедши в возраст, в состоянии будет понимать священное, чтобы он отвергся противника, и принял и исполнял Божественные повеления. …Думаю, что нет ничего странного в том, что младенец допускается ко Крещению, имея такого вождя и руководителя, который преподаст ему наставление в божественных предметах и сохранит его безопасным от противных сил». св. Дионисий Ареопагит «О церковной иерархии»

2. Апостольские постановления (до 100 г.) В Апостольских постановлениях, которые по преданию были собраны свмч. Климентом, папой Римским, учеником апостола Петра, древнейшем христианском письменном памятнике уже говориться о крещении
младенцев: А кто говорит: «когда умирать буду, тогда крещусь, чтобы не согрешить и не осквернить крещения», тот не знает Бога и позабыл о своей природе. Ибо «не отлагай, – говорит (Писание), – обратитися ко Господу, не веси бо, что породит находящий день» (Сир. 5, 8. Притч.3, 28). А крестите вы и младенцев своих, и воспитывайте их в учении и наставлении Божием, ибо «Пустите, – говорит (Господь) – детей приходить ко Мне и не препятствуйте им» (Мф.19, 14).

3. св. муч. Иустин Философ (+165 г.) У св. Иустина Философа имеется ясное свидетельство о крещении младенцев. Он пишет об этом как о естественном и распространенном явлении: «Младенцы удостаиваются благ, даруемых через Крещение, по вере тех, которые приносят их к Крещению».
4. св.Ириней Лионский (+202) Христос «пришел спасти через Себя всех, — всех, говорю, которые возрождаются через Него для Бога: младенцев, и детей, и отроков, и юношей, и старцев». Для св. Иринея как и для всех святых отцов возрождение для Бога — это принятие таинства крещения. Оно потому необходимо всем, в том числе и младенцам, что посредством него верующие омываются от первородного греха: «Человек, по плотскому рождению от Адама сделавшись преступным, нуждался в бане возрождения».
5. Карфагенский собор (252 г.) под председательством св.Киприана Карфагенского: «Что касается младенцев, … то все мы [участники Собора 252 г.] за лучшее признали не отказывать ни одному рожденному в милосердии и благодати Божией. …И самая благодать, сообщаемая крещаемым, не изливается в большей или меньшей мере, смотря по возрасту принимающих…. Если и тяжким грешникам, которые прежде много грешили Богу, когда после этого уверуют, даруется отпущение грехов, и никому не возбраняется благодать Крещения; то тем более не должно возбранять ее младенцу, который, недавно родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что происшедши от плоти Адама, принял заразу древней смерти через самое рождение. Для него тем удобнее приступать к принятию отпущения грехов, поскольку ему отпущаются не свои, а чужие грехи».
6. Свт. Григорий Богослов (+390): «У тебя есть младенец? – Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу». «Оградиться им [младенцам] Крещением без сомнения гораздо полезнее, по причине внезапно встречающихся с ними, и никакими способами не предотвращаемых, опасностей». Кстати, противники библейского и церковного учения о крещении младенцев записывают в свои ряды святителя Григория, так как он крестился во взрослом возрасте. Но вспоминающие святителя Григория забывают случай из его жития, когда святой попал в кораблекрушение и пережил сильное волнение, боясь умереть без крещения. Кроме того, само крещение и святителя Григория и святителя Василия Великого в зрелом возрасте не является их учением.
7. Св. Иоанн Златоуст (+407): «И вот безмятежной свободой наслаждаются те (только что принявшие крещение), кто еще недавно были узниками, и стали гражданами Церкви те, кто блуждали подобно бродягам, и блаженствуют в праведности те, кто пребывали в смятении греха. И действительно, они не только свободны, но и святы; не только святы, но и праведны; не только праведны, но и сыны; не только сыны, но и наследники; не только наследники, но и члены; не только члены, но храм и жилище Духа Святого. Видишь, сколь многочисленны дары крещения! А некоторые думают, что небесная благодать состоит только в отпущении грехов! Мы же перечислили десять преимуществ. И именно поэтому мы крестим детей, хотя они не совершили грехов: дабы им даны были святость, праведность, усыновление, наследие, братство Христово: дабы они стали членами Христа».
8. Карфагенский Собор (419 г.) в 110 (124): «Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ Крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема… Ибо …и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения».
9. Правила Карфагенского Собора имеют непререкаемый церковный авторитет, поскольку они были подтверждены позднейшими постановлениями VI-го (2 правило) и VII-го (1 правило) Вселенских Соборов, как
общезначимые для всей полноты Православной Церкви. Из Правила 2 Шестого Вселенского собора : «… Согласием нашим запечатлеваем и вся прочия священныя правила, изложенныя от святых и блаженных отец наших… и в Карфагене… Никому да не будет позволено вышеозначенныя правила изменяти, или отменяти, или кроме предложенных правил, приимати другия, с подложными надписаниями составленныя некиими людьми, дерзнувшими корчемствовати истиною. Аще же кто обличен будет яко некое правило из вышереченных покусился изменити, или превратити: таковый будет повинен против того правила понести епитимию, каковую оно определяет, и чрез оное врачуем будет от того, в чем преткнулся».
10. Блаженный Августин (+ 430 г.): «Это (крещение младенцев) Церковь всегда имела, всегда содержала; это прияла она от веры предков; это соблюдает она постоянно даже до конца».
11. 6 Вселенский собор (680-681 гг.) правилом 84 было определено крестить младенцев, если неизвестно крещены они были или нет, «да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею».
12. Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере (1723 г.): «Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: «Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан. 3:5). Посему оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без крещения не могут получить отпущения сего греха. И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: «Кто не родится…» то есть по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться. Если же младенцы имеют нужду в спасении, то имеют нужду и в крещении. А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и следовательно, не спасаются. Итак, младенцам необходимо нужно крещение. Притом младенцы спасаются, как говорится у Евангелиста Матфея, а не крестившийся не спасается. Следственно, младенцы необходимо должны креститься».

Семя новой жизни:

Действие благодати в крещённом младенце:
Св. Феофан Затворник пишет о действии благодати в крещеных детях: «Благодать нисходит на младенческую душу и производит в ней все одна, так как бы при сем участвовала и свобода, на том единственно основании, что в будущем сей, не сознающий себя и не действующий лично, младенец, когда придет в сознание, сам охотно посвятит себя Богу, желательно восприимет благодать, нашедши в себе ее действия, рад будет, что она есть, возблагодарит, что так сделано для него, и исповедует, что, если бы в минуту крещения даны были ему смысл и свобода, он не иначе поступил бы, как поступлено, и не захотел бы иного. Ради такого будущего свободного посвящения себя Богу и сочетания свободы с благодатию, Божественная благодать вся подается младенцу и без него все в нем производит, что производить ей свойственно, по одному уверению, что требуемое желание и предание себя Богу будет несомненно, — уверению, какое дают восприемники, поручаясь Богу пред Церковью, что сей младенец, пришедши в сознание, явит именно такое употребление свободы, какое требуется для благодати, приемля на себя обязанность самым делом довесть до того младенца восприемлемого.
Таким образом, чрез крещение в младенце полагается семя жизни о Христе и есть в нем; но она еще как бы не его, — действует как образующая его сила. Жизнь духовная, зарожденная благодатию крещения в младенце, станет собственною человеку, явится в полном своем виде, сообразною не только с благодатию, но и с свойством разумной твари с того времени, когда он, возникши к сознанию, свободным произволением посвятит себя Богу и желательным, радостным и благодарным восприятием усвоит себе обретенную в себе благодатную силу. И до сего времени в нем действует жизнь истинно христианская, но как бы без его ведома, действует в нем, а есть еще как бы не его; с минуты же сознания и избрания она становится его собственною, не благодатною только, но и свободною. … младенец зреет и образуется в христианина в Святой Церкви среди христиан, как прежде телесно образовался в утробе матери».
Христианину важно помнить, что данный в таинстве крещения талант, залог новой жизни, приумножается путем личных усилий, подвигом всей жизни.

Св. Григорий Палама:
«Хотя чрез божественное крещение Господь нас и возродил и чрез благодать Святаго Духа запечатлел в день Искупления, однако оставил еще иметь смертное и страстное тело, и хотя Он изгнал начальника зла из душ человеческих, однако допускает ему нападать изовне, чтобы человек, обновленный, согласно Новому Завету, т.е. Евангелию Христову, живя в доброделании и покаянии, и презирая удовольствия жизни, перенося же страдания и закаляясь в нападениях врага, — уготовал себя в сем веке к вмещению нетления и оных будущих благ, которые будут соответствовать будущему веку». Преп. Иоанн Дамаскин: «Оставление грехов через крещение дается, таким образом, всем равно, но благодать Духа — по мере веры и предварительного очищения. Итак, теперь через крещение мы получаем начаток Духа Святаго, и возрождение делается для нас началом другой жизни, печатью, охраною и просвещением».
6. ЧЕГО ЛИШЕНЫ НЕКРЕЩЁННЫЕ МЛАДЕНЦЫ?
Некрещённые младенцы:
1) НЕ соединены со Христом: «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его (Крещением, так как «погреблись с Ним крещением в смерть»), то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим.6:5).
2) НЕ облечены во Христа: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27).
3) НЕ омыты: «но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор. 6:11).
4) НЕ освящены: «но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор. 6:11).
5) НЕ оправданы: «но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор. 6:11).
6) НЕ очищены от скверны: «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас» (Иез.36:25).
7) НЕ погребены со Христом для будущей обновленной жизни: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:4)
8) НЕ могут войти в Царствие Небесное: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5)
9) НЕ вошли в Завет с Богом: (Кол.2:11), (Быт.17:10-11)
См также
СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *