В Тыве Православие еще недавно считалось религией русских: если (вдруг) тувинец становится христианином, ему приходилось забывать о культуре предков и превращаться в русского. Такой подход не способствовал успеху миссии в Тыве. С приходом нового епископа Феофана (Кима) ситуация в Тыве стала меняться, но миссионерских сил в республике не хватает. Нужна помощь.
Игумен Арсений (Соколов), настоятель Всехсвятского прихода Московского Патриархата в Лиссабоне (Португалия) в Тыву мечтал поехать давно – хотелось побывать в самом центре Азии, а также в местах, где служил в начале 1980-х годов его духовный отец – протоиерей Геннадий Фаст. В Тыве о. Геннадия Фаста, о. Арсения (Соколова) и диакона Алексия Чеснокова встречал епископ Кызыльский и Тывинский Феофан (Ким). По общему убеждению архиерея и пастырей, успех православной миссии в Тыве во многом зависит от желания миссионеров понять культуру народа, которому они благовествуют о Христе.
Народ, сидящий во тьме в центре Азии
Тыва — затерянный в Сибири уголок России. Сюда не ходят поезда и почти не летают самолеты. Край гор и долин, спокойных соленых озер и кишащих рыбой бурных рек, нетронутой дремучей тайги и просторных степей.
Западный Саян, Тыва
Впрочем, это не совсем Сибирь. Скорее, Центральная Азия. Самая центральная: именно в столице Тывы Кызыле, у слияния Большого Енисея с Малым стоит стела «Центр Азии».
Тува – самый удаленный от всех океанов регион Евразии. Поэтому климат в Туве – не просто резко-континентальный, а самый резко-континентальный в мире. Годовой перепад температур – почти 100 градусов, от -50 С зимой до +40 с лишним летом. Где еще на земле встретишь соседствующие друг с другом полупустыню и лесотундру, и пасущихся вместе верблюдов и северных оленей? Только в Туве – сказочно красивой стране, еще не загубленной деятельностью человека.
Да людей здесь и не много. На площади, почти в два раза превышающей площадь Португалии, проживает всего 305 тысяч жителей. Как и сотни, и тысячи лет назад, они пасут свои стада – овец, коров, верблюдов и оленей. Как и в старину, у каждого мужчины с детства – свой конь, каждый тувинец, даже горожанин – мастер джигитовки. Историки и археологи утверждают, что именно территория Тувы – прародина всех тюркских народов.
В 1914 году Тува приняла протекторат Российской империи, а после победы красных в гражданской войне объявила о независимости и стала вторым в мире социалистическим государством, опередив даже Монголию (последней в 1921 году досталось почетное третье место). Независимое существование продлилось до 1944 года. В этот военный год социалистическая Тува была присоединена к Советскому Союзу.
Тувинцы, а они составляют более 9/10 населения республики, исповедуют причудливую смесь шаманизма с ламаизмом. К христианству часто относятся враждебно, видят в нем угрозу своей тувинской идентичности. Принявших Православие – единицы, чаще всего православные тувинцы живут в городах и по культуре и быту мало отличаются от русских. Православие, полагают тувинцы – русская вера.
Церковь в Туране, прародине тюрков
Если этот стереотип, глубоко укоренившийся в сознании тувинцев, не будет разрушен, если христианство не станет для них вселенским, то православная миссия в Туве не будет иметь успеха. Это понимают священники и диаконы, несущие здесь свое служение. Это понимает и первый за всю историю Тувы православный епископ Кызыльский и Тувинский – владыка Феофан (Ким). По национальности кореец, а не русский, он уже одним своим видом показывает тувинцам: Православие – не русская, а вселенская, всемирная вера.
В окрестностях Кызыла. В центре епископ Кызыльский и Тывинский Феофан
Где вы, выпускники миссионерских факультетов?
Русские – исчезающее в Туве этническое меньшинство, их осталось всего 6% от общего населения. Именно поэтому, считают епископ вместе со священниками и диаконами епархии, нужно начинать использовать в богослужении тувинский язык, изучать и осваивать тувинскую культуру.
Во всех церковных книжных лавках Тувы продается Библия на тувинском языке – результат многолетних подвижнических усилий Института перевода Библии. Открыты православные миссионерские станы в Шагонаре и Ак-Довураке, подумывают об использовании передвижных храмов-юрт. Из Москвы и Белгорода приезжают на каникулы студенты-миссионеры. Их пока единицы, и приезжают они пока совсем ненадолго. Но это только начало. Можно сказать, миссионерская разведка.
Миссионерский приход в г. Шагонар – комната в городской администрации
В европейской части России созданы и много лет успешно работают миссионерские факультеты, миссионерские семинарии и даже институты. Куда идут их выпускники? Сотни, если не тысячи миссионеров годами миссионерствуют для самих себя, десятилетиями оглашают друг друга. Дождется ли их непаханное миссионерское поле Тувы?
Для успеха тувинской миссии мало двух-трех энтузиастов, приезжающих сюда на несколько месяцев, а потом возвращающихся в родные города. Нужны десятки, сотни тех, кто приедут надолго, на десять-пятнадцать лет, а еще лучше навсегда, которые выучат тувинский язык, познакомятся с культурой, разделят с тувинцами их кочевой образ жизни, будут пасти скот, жить в юрте, скакать на конях, есть баранину и пить хан-чай.
С протоиереем Геннадием Фастом
Ау, где вы, миссионеры и катехизаторы? Из ваших столичных миссионерских центров не хотите ли отправить в Центральную Азию небольшой отряд молодежи, готовой стать тувинцами?
Только миссионерская инкультурация, только проповедь Христа изнутри местной культуры способна растопить сердца аборигенов. Именно этим путем шли святые русские миссионеры – Стефан Пермский, Макарий Алтайский, Иннокентий Алеутский, Николай Японский. И имели успех: многие народы Севера, Сибири, Дальнего Востока и Америки отвергли свои языческие верования и из шаманистов-идолопоклонников стали православными христианами.
Тыва и Монголия в прошлом никогда не были миссионерским полем Православной Церкви. Это время пришло. Увидят ли свет спасения блуждающие во тьме шаманизма и суеверий народы Тывы и Монголии, — во многом зависит от нас.