Несколько лет назад, проповедуя прохожим на улице, не раз приходилось слышать от них примерно следующее: «Это хорошо, что православные просвещают людей. Но почему по квартирам ходят сектанты, а не православные?». Тогда мне совсем нечего было ответить.…
Полутора годовая практика квартирной миссии в Кызыле (республика Тува) показала что городские жильцы многоэтажек готовы слушать благую весть, не выходя из своих квартир. А некоторые и вовсе приглашают в дом. Причём, и русские, и тувинские жильцы. В среднем, на один подъезд бывает человек пять-семь, которые готовы послушать миссионеров. Приблизительно, всего лишь двое из десяти не открывают дверь.
В этом смогли убедиться и представители сибирских епархий, участвовавшие в квартирной миссии в рамках миссионерского съезда православной молодёжи в Туве (интервью с ними – в конце статьи).
Квартирная миссия имеет основания в Священном Писании. Господь наш Иисус Христос отправлял своих учеников проповедовать, в том числе и по домам. «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему» (Лк.10:5). Причём и в те дома, где слово Апостолов не примут: «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Мф.10:14). Поэтому тезис о том, что хождение с проповедью по квартирам – это «сектантский метод» не верен. Были и святые (св. мученик Авив, св. Эквинций), ходившие с проповедью по домам. В семинарии святителя Николая Японского студентам вменялось в обязанность в качестве практики проповедь по домам.
Ещё лет 1о лет назад сложно было представить, что православная молодёжь будет выходить на улицу и проповедовать. Но, милостью Божией, ситуация меняется в лучшую сторону, и, сегодня этим никого уже не удивишь. А вот новость о том, православные могут ходить с проповедью по подъездам действительно, многих, наверное, шокирует. В умах тысяч россиян живёт устойчивый стереотип о том, что так могут делать только сектанты. Но, заповедь «идите и научите все народы» дана Единой Апостольской Церкви, а не протестантским организациям, начавшим плодиться всего лишь несколько сотен лет назад. Поэтому, если быть честным, то поле квартирной проповеди просто подарено сектантам. Конечно, ещё пару десятков лет назад, когда Русская Церковь восстанавливалась после 70-летней пропаганды атеизма, что-либо подобное сделать было трудно. Глубоко убеждён, что сегодня, когда в церковной ограде много активных молодых людей, есть все возможности, чтобы сломать эту печальную традицию.
ЧЕМУ УЧИТ КВАРТИРНАЯ МИССИЯ?
Квартирная миссия учит миссионера нескольким вещам. Во-первых, доверию к Богу. Оно проявляется в том, что миссионер надеется не на своё обаяние, а на силу Божьего слова. По словам святителя Феофана Затворника, Апостолы обратили ко Христу весь мир, так как ничего не примешивали к слову Божию. А оно учит свидетельствовать о Христе, о жизни будущего века, о прощении грехов. В одном тувинском городке местная жительница, после того, как православные, постучав в её дверь, сказали ей, что Христос прощает грехи тем, кто в Него верует и крестится, сказала «Это радостная новость!» и пригласила войти, чтобы узнать больше о вере. Потом она даже на богослужения приходила, но дальнейшая её судьба, к сожалению, неизвестна.
На квартирной проповеди миссионер учится бороться со своими страстями. Одно из их проявлений – страх. На миссионера могут нападать помыслы: «Мне не захотят открыть дверь, подумают, что я – сектант», «А с чего я начну разговор?». Как пишет прп. Иоанн Лествичник, «все боязливые тщеславны, но не все небоящиеся смиренномудры». Подъездная проповедь (впрочем, как и уличная) вскрывает болезни души миссионера. Упражнения в молитве, любви, простоте и памятование о том, что Бог желает всем спасения прогоняют все эти помыслы малодушия. Никаких успехов не будет без молитвы, поэтому подъездная миссия учит проповедника совершенствоваться и в этой добродетели.
Ответы на возражения противников квартирной миссии
В данной подборке приведены ответы на самые распространённые доводы противников квартирной миссии, услышанных лично и найденных в интернете. Интересно, что сами возражающие ни разу не пробовали этим делом заниматься, поэтому имеют о рассматриваемом предмете лишь своё субъективное теоретическое представление. Все приведённые возражения очень легко разрушаются на практике.
Возражение № 1.
«Ходить по квартирам – дело сектантов, Православные не должны этим заниматься»
ОТВЕТ: Интересная логика. Получается, что если сектанты изучают Библию, то Православным этого делать не следует, ведь это тоже «дело сектантов». Приводящие данный довод, видимо, забывают, что сектантские собрания наполнены людьми, многие из которых попали в секту, открыв свою дверь еретикам. Неужели, вот так , без боя, православные готовы отдать людей на съедение волкам в овечьих шкурах?
Апостолы ходили по домам, поэтому, квартирная миссия – подражание апостольской проповеди, а не сектантской.
Возражение № 2.
«Нельзя врываться в личное пространство человека»
ОТВЕТ: Никто и не врывается. Если дверь не открыли – миссионер идёт дальше. Но, неужели, если во всём подъезде найдётся хотя бы одна-две квартиры, в которых буду рады слышать о вере, то не стоило бы в этот подъезд заходить?
Однажды православный миссионер из Москвы, проповедуя в одном из многоэтажных домов Кызыла, не сумел подняться даже до второго этажа – жильцы первого этажа пригласили его к себе домой. Закончилось это приглашение длинной беседой, после которой, на следующий день, в храме на библейской беседе появился новый человек.
Возражение № 3.
«Благоговейное отношение православных к самой проповеди. По учению Церкви и по учению Святых Отцов проповедовать Истину может только искусный, тот, кто испытан духовной жизнью и тот, кто одобрен согласием священноначалия. Такие есть редкостью в Церкви Христовой, так как дары Духа Святого — разные, а дар красноречия и словопленения — редко подается, и как правило в силу большой веры или истинной духовной жизни»
ОТВЕТ: «Проповедовать Истину может только искусный, тот, кто испытан духовной жизнью и тот, кто одобрен согласием священноначалия». В чём проблема? Что мешает вести духовную жизнь и получить одобрение священноначалия? Это утверждение похоже на довод «Куда уж нам до святых? Нам бы в Раюшке, да с краюшку…». А между тем, стремление к святости, по словам святителя Филарета Московского, есть прямое требование Бога. Кстати, абы кто на квартирную миссию и не пойдёт, ведь это серьёзный и кропотливый труд, многих отпугивающий.
Но главная ошибка данного тезиса в том, что успех проповеди якобы зависит от красноречия. Апостол Павел опровергает это: «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова» (1Кор.1:17). Святитель Феофан Затворник поясняет смысл этого места: «Премудрость слова означает слово, украшенное искусством красноречия и приправленное всевозможными соображениями ума. Я послан, говорит Апостол, благовестить без этих орудий человеческой мудрости, послан предлагать одну голую истину о кресте Христовом,– говорит: Бог воплотился, пострадал, умер на кресте и спас нас; веруйте сему и спасетесь. Так я всегда делал и делаю: не раскрашиваю слова, не обставляю крестной смерти патетическими картинами, не придумываю никаких соображений умственных о необходимости и пригодности такой смерти к делу нашего спасения; одну эту голую истину всюду благовествую: Бог умер на кресте и спас нас; веруйте – и спасетесь». Вывод очевиден: красноречие не имеет к миссии прямого отношения.
Возражение № 4.
«Почетное отношение Православия к свободной воли человека в независимости от веры. Православный никогда не будет напрашиваться на проповедь, досаждая своей навязчивостью кому бы то ни было. Апостолы, когда ходили «по домам», они заходили в дом только после предварительного приглашения, никому себя не навязывая (так же, как и Христос заходил в дом Мытаря после приглашения), перед этим проповедуя только в общественных местах: на площадях, в синагогах (по причине своего иудейства), в сенатах и амфитеатрах».
ОТВЕТ: Нигде в Священном Писании не говорится о том, что Апостолы должны были ждать приглашения. Непонятно, откуда взялась эта выдумка. Если бы их везде ждали и приглашали, то не было бы городов, в которых пришлось бы отрясать прах от ног. Христос знал, что в некоторых городах Апостолов не примут («Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись»), но всё равно посылал их туда.
Нарушение свободной воли – это когда проповедь совершается вопреки желанию слушающего. Нормальный миссионер не будет навязываться там, где его не захотят слушать.
Возражение №5.
Особое понимание благодати Божией. Православные имеют сильную веру в то, что Христос — всегда среди нас, и к Истинной Своей Церкви Он приводит заблудших намного лучше, чем любой православный миссионер, по причине богооткровения, ибо ищущий Истину — может насытиться твердой пищей только от Истинной Церкви Христовой, главою которой есть Христос.
ОТВЕТ: Православный миссионер вообще никого не приводит. Это делает Сам Господь, который желает, чтобы мы были Его соучастниками в деле спасения ближнего. Иначе бы заповедь «Идите и научите все народы» просто потеряла бы свой смысл. Бог может исцелить человека от болезни и без молитв ближних болящего, но мы молимся, выражая свою любовь к человеку. Подобным образом происходит и в миссионерской деятельности: проявляя свое согласие на участие в деле, совершаемом Господом, миссионер упражняется в добродетели. Если приводит в Свою Церковь людей именно Бог, то почему противники квартирной миссии решили, что Он не будет этого делать через квартирную миссию?
Именно от убеждения, что приводит к Себе людей Сам Господь миссионер проповедует неразбавленные евангельские истины, чтобы Господь Сам через его уста обращался к слушающему. «И если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста»(Иер.15:19).
Возращение № 6.
Банальная причина: Отсутствие системы духовного православного образования мирян. Связано это с теми историческими потрясениями, которые произошли с Россией последние 100 лет, которые и уничтожили данную систему. В Царской России все школы преподавали «Закон Божий» и были дополнительные более углубленные курсы (позаурочные) по изучению каноники и святоотеческого наследия. Каждый выпускник мог с достаточной легкостью рассказать о своей вере и давать ответ любому спрашивающему. Теперь же, данную систему пытаются возобновить с помощью воскресных школ, но посещают их единицы.
ОТВЕТ: За последнее десятилетие много что изменилось, есть миссионерские Школы, в которых учиться можно и заочно. Но, проблема не в наличии образовательных учреждений, а в отсутствии желания послужить Богу в деле миссии. Святитель Николай Японский жил как раз во времена Царской России и сетовал, что толку для миссии от множества духовных образовательных учреждений особо нет: «Хоть в микроскопическом виде, и я имею опыт сего: 35 лет жду миссионера сюда, прошу, ищу его и — нет! Четыре академии в 35 лет не могут дать одного миссионера! Чудовищно! Дальше что?» (Дневники Николая Японского 1870-1911 гг.)
Возражение №7.
Особое понимание спасения в Православии. Спасается не тот, кто больше всех проповедует, не тот, кто больше всех приведет к Православию — а тот, кто душу свою сохранит в чистоте, в покаянии, в молитве и Любви к ближнему.
Желание помочь обрести истину ближним – это и есть проявление любви. Если же этого желания нет, то, видимо, нет и любви. Святитель Димитрий Ростовский: «Ибо всем известный признак истинной любви и заключается в том, чтобы более всего стремиться не телу оказывать благодеяния, но научить невежду, исправить согрешающего и заботиться о душе погибающего, дабы привести ко спасению. Не заботящийся же о спасении ближнего не любит его как самого себя и не имеет истинной любви к Богу»(«Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова»).
Да, конечно, спасается не тот, «кто больше всех проповедует». Но проповедь – крайне спасительное дело: «Никто не может успеть в деле собственного спасения без спасения своего ближнего», утверждает святитель Иоанн Златоуст (Слово 6 об учении и наставлении. Святитель Иоанн Златоуст, т.12, ч.2).
Об этом говорит и слово Божие: «Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов». (Иак.5:20)
ПРЕДСТАВИТЕЛИ СИБИРСКИХ ЕПАРХИЙ О КВАРТИРНОЙ МИССИИ
Принявшие участие в квартирной миссии в Кызыле поделились своими впечатлениями
Протоиерей Андрей Дорогов, руководитель миссионерского Отдела Красноярской митрополии:
«Всё оказалось неожиданно хорошо. Можно сказать, что проявилось особое Божие благоволение в том, что приходя в квартиры мы нигде не встретили какого-либо отказа… …Впечатление положительное. Я думаю, что это нужно продолжать, но нужно продолжать комплексной работой. Это не может быть одноразовой акцией». «Се, стою у двери и стучу» (Отк.3:20). Вот мы должны стучать от имени Христа, именно буквально исполнять эти слова».
Андрей Труш, руководитель молодёжного Отдела Томской епархии:
«Самое главное, что мы нашли в Кызыле много людей, которые по разным причинам не могли найти дорогу к храму. И сама Церковь сегодня пришла к ним в гости, и они нам были очень благодарны… …У нас вывод достаточно простой: молодёжи пора уже заканчивать отсиживаться в церковной ограде. Нужно выходить за неё, нести миссию апостольскую, к которой и призывал Господь наш Иисус Христос»
Диакон Дионисий Ворошилов, специалист по работе с молодёжью Абаканской епархии:
«Когда человек находится у себя дома, он, видимо, немного более раскрепощено себя чувствует, более защищено и, поэтому более открыт. У нас все визиты были достаточно успешными. На самом деле, мне кажется, многие люди, крещенные когда-то, не ходят в храм по одной простой причине: недостатка информации. И когда эта информация сама к ним приходит и преподносится в нужном формате, тогда у человека действительно что-то переключается».
Ссылки по теме: Благословение на квартирную миссию
Дулевич Антоний,
руководитель миссионерского отдела Кызыльской епархии,
представитель миссионерского Движения пророка Даниила