Что лучше: комфорт или страдания?

Притча-о-богаче-и-ЛазарепергаментАнтоний Дулевич, миссионерский отдел Кызыльской епархии
«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». (Ин.16:33)
Отец Всеволод Чаплин здорово взбудоражил общественность, сказав, что для общества «лучше война, чем сытая самоуспокоенность». «Если общество живет в условиях относительного мира, — говорит протоиерей Всеволод, — спокойствия, сытости, какое-то количество десятилетий — пару, троечку — оно может прожить в условиях светскости. Мир долгим не бывает. Мир сейчас, слава Богу, долгим тоже не будет». Недовольные заскрипели зубами: как он смеет такое говорить и за нас решать, что нам лучше?
А отец Всеволод лишь перефразировал святого Иоанна Златоуста, который считал безопасное время в жизни Церкви наихудшим вариантом Её существования: «Безопасность есть величайшее из гонений на благочестие, — хуже всяких гонений».
 Сегодняшнее дневное евангельское чтение ярко показывает, как диавол не желал страданий Христа.«И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». (Мф.16:21-22). Блаженный Феофилакт поясняет: «Называет же Петра так потому, что и сатана не желал, чтобы Христос пострадал». Уверен, что это диавольское желание адресуется не только ко Христу, но и ко всем людям. Сатане очень выгодно, когда люди живут в комфорте и успокоении, ведь именно в таком положении убивается христианский дух подвижничества и забывается Бог. Человек плотно приклеивается к земле. Иногда, именно чтобы оторвать от неё человека, Господь посылает в виде скорбей Своё лекарство: «Если же мы прилепляемся к этому [земному], то подвергаемся случающимся из-за него скорбям и доходим до ропота на Бога» (преподобный Антоний Великий). Гроза либералов, преподобный Никодим Святогорец, говорил: «Ты спросишь: разве грех — спокойно спать, хорошо есть и пить, ходить на празднества и увеселения? Но этим вопросом ты хочешь только оправдать себя, потому что все это, может, и не грех, но этим ты подготавливаешься к нему. Все это препятствует тебе когда-либо вкусить духовных благ, исходящих от Бога».
Святитель Феофан Затворник, толкуя сегодняшний Евангельский отрывок пишет, что спасающийся жаждет скорбей: «Господь труженику Своему ниспосылает дух терпения и, прежде чем враг успеет поднять какую-либо беду, заготовляет в сердце его воодушевленную готовность на всякого рода страдания и неприязни, и кознь врага не удается. Как Господь сказал о Себе: «должно пострадать», так и они испытывают некоторое жаждание прискорбности. И когда они наступают, то с радостью встречают их, пьют их, как жаждущий пьет прохладительную воду».
Библейские примеры тоже показывают пользу страданий и скорбей. Страдали Иов, Моисей, Давид, Иеремия, Исайя, Даниил и другие наши праотцы. А вот не страдал, но жил в комфорте Соломон. Закончилось это известным актом идолопоклонства… Всё потому, что «Скорби, — пишет Авва Дорофей, — привлекают душе милость Божию, подобно тому как ветры приносят благодатный дождь». А в каком океане скорбей плавал Апостол Павел, завещавший подражать ему? (2 Кор.11 гл. 24-30). Да, и по статистике, к Богу приходят гораздо чаще по причине скорби, а не от благодарности. Есть пример и относительно воспитания. Если родители будут баловать своих детей, то вряд ли придётся рассчитывать, что из такого ребёнка вырастет достойный христианин. Неслучайно, много святых вышло из многодетных семей, в которых разбалованностью и не пахло. Сила Божия в немощи совершается  (2 Кор. 12, 9-10). Поэтому, чем больше трудностей, тем больше простора для вмешательства Господа.
 Уверен, что святителя Иоанна Златоуста, если бы он был нашим современником, также, как и 16 веков назад отправили бы в ссылку. Его слова в стремящемся к сытости обществе вызвали бы неминуемый скандал: «Отсюда и научаемся, что если и не постигнет нас искушение извне, то мы сами должны каждый день упражнять себя постом, суровой жизнью, скудной пищей, простой трапезой, избегая роскоши во всем; ибо иначе нельзя угодить Богу».
«Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную».(Гал.6:8). Поиск земной благоустроенности в любом случае закончиться на кладбище, а вот даже малые дела воздержания принесут трудящемуся на этом поприще вечное удовлетворение.
Впрочем, мир будет и дальше возмущаться, как возмущался и 2000 лет назад. Строки, которые Церковь читала сегодня за Литургией, показывают, что насильно Бог никого не призывает. «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24).  Но, оказывается, что избравший путь христианской жизни должен быть готов не только к скорбям, но и за Христа принять смерть.  «Чтобы ты не подумал, что, отвергаясь самого себя, должен переносить словесные только оскорбления и укоризны, Он назначает предел, до которого должно простираться самоотвержение, именно — смерть, и смерть поносную» — толкует святой Златоуст. Только как это будет возможным, если он не может ежедневно в мелочах сделать свой выбор не в пользу комфорта? Христос, живя на земле, не имел тут комфорта и наслаждений. А ведь христиане должны иметь в себе те же чувствования, что были во Христе… (Фил.2:5)
Преподобный Паисий Святогорец говорил, что попав на Небо человек первым делом будет благодарен Богу за те трудности. которые Он посылал человеку в земной жизни. «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир». (Ин.16:21). И путь на Небо для любого христианина — через скорбь. Нынешние земные страдания покажутся просто ничтожными по сравнению с вечной радостью, уготованной всем верным чадам Божиим.
Поэтому, выбор остаётся за человеком: или следовать в трудностях за Христом, или получить всё в земной жизни, а потом, перешагнув порог смерти услышать неутешительное и бесповоротное: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей»… (Лк.16:25)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *