Алексей Ситало, миссионер
Одним из способов заглушить религиозное чувство, естественное для человека, потребность в какой бы то ни было духовности вообще, совесть, наблюдаемую в ребенке чуть ли не с рождения, являются болезненные попытки подойти к религиозным действиям и обрядам сугубо с утилитарной стороны.
Это кажется недопустимым даже с точки зрения светской этики и морали, не позволяющей поставить человека наравне с животными, которых поведение определяется инстинктами, а не свободой выбора.
Церковь с одной стороны знает об опасности для каждого человека такого отклонения, являющегося симптомом уныния: это и учащающиеся депрессии, и потеря жизненных ориентиров и всякой надежды, впоследствии даже приводящая к суициду. С другой стороны, Церковь несет просветительскую миссию, занимаясь не только людьми, которые оступились и желают избавиться от алко-, нарко- и других зависимостей, предлагая трезвый подход в трудных жизненных ситуациях, обнадеживая, успокаивая, утешая, примиряя, но, что важнее, очищая совесть, полностью обновляя человека через покаяние, восстанавливая его в перспективе как гражданина Царства Божьего.
В качестве главных инструментов Церковь использует для этого священнодействия Таинства и символы, передаваемые через священников. При этом именно обычное по своему составу вещество, а не какое-то особое, такое как хлеб, вода, масло, вино и т. п., становящееся здесь символом, пробуждает религиозное чувство в верующем человеке, устремляя его из порочного круга его проблем вверх, к Богу. Оскорблением же этого чувства, которое сродни краже у человека не просто чего-то ценного, а самого святого — его спасения, является как раз утилитарный подход к освященным предметам, к которым непосвященный не имеет доступ.
В первую очередь это касается Святых Даров, передаваемых в Чаше во время главного христианского богослужения — Литургии. Сам Спаситель сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя» (Мф. 26:27, 28). На основании этих слов, во‑первых, мы считаем, что в чаше Причастия находится не вино, а Кровь Господня, и во‑вторых, мы причащаем Ею, по Его слову, все возраста, в том числе и младенцев. Мы погрешаем против повелений Господа, если терпим, когда в храме говорится, будто там продолжает находиться вино. Равно погрешаем, если не приносим туда причащать своих детей. Напротив, мы исполняем закон Божественный, который гласит: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53), исполняем также и закон государственный, так как тем самым не вовлекаем несовершеннолетних в систематическое употребление спиртосодержащей продукции. Так как, хотя Святые Дары и могут иметь вид, вкус, запах и другие привходящие свойства, соответствующие хлебу и вину (а могут и не иметь — зависит от веры человека), но по химическому составу от них отличаются, подобно как различается пища до и после ее усвоения организмом — доказательством тому служит масса исторических свидетельств.
Приходится слышать якобы, что сам вкус и запах вина, если его каждый день ощущать в Церкви, вызовет у ребенка привыкание. Но во‑первых, о каком вкусе и запахе может идти речь, когда ребенок ощущает содержимое Чаши, которое за всю службу дважды разбавляется водой (лишь бы только сохранился вкус вина), и то — от пары капель? Не понятно, почему тогда не возникает такой паники вокруг употребления кисломолочных продуктов, например, кефира? Но это — не главный аргумент. Сами верующие родители наблюдают за своими детьми и приучают их по мере взросления рассуждать о Теле и Крове Господних (1 Кор. 11:29), то есть отличать их от обычного употребления вина и хлеба, и любой человек, который этого не делает, не может приступать к Таинству.