Дулевич Антоний, миссионерский отдел Кызыльской епархии «Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин» (Лк.17:15-16). Лишь самарянин, сектант — по иудейским представлениям, поблагодарил Господа. Причем, поблагодарил громким голосом! Святитель Феофан писал, что благодарение Богу — это одна из причин, по которой христианин ведет речь только о словах Божиих. То есть, миссионерская деятельность — средство выражения благодарности Христу за собственное исцеление.
В данном контексте сегодняшний евангельский отрывок актуален для современности. Сектанты «Свидетели Иеговы» уже давно довольно громким голосом занимаются проповеднической деятельностью. Является ли это их искренней благодарностью Богу или нет — это другой вопрос. Но, их усилия, на сегодняшний день, по сравнению с нашими, в разы мощнее.
Можно выбрать разные пути: или уподобиться иудеям, которые чуждались самарян, но, в тоже время, в отличии от них, проходили мимо пострадавших от разбойников и забывали благодарить господа за исцеление от проказы. Или же, для начала просто превзойти самарян в их делах. К примеру, «специальный пионер» (терминология «свидетелей») должен проповедовать не менее 140 часов в месяц. Посчитаем. Месяц, это дней 30, минус четыре выходных, т.е. 26 дней. 26 дней — это 624 часа. 140 часов в месяц — это почти 4,5 часа в день! «Подсобный пионер», видимо, статусом ниже, должен проповедовать 50 часов в месяц, это примерно 1 час 50 мин. Причем, иеговисты хотя и не Того Христа проповедуют и вообще не Его, а непонятно что, но, все же они занимаются прямой проповедью того, что написано в даже не Библии, а «Новом мире» (который они считают словом Божиим). Теперь вопрос: много ли в Православии таких проповедников, которые хотя бы 2 часа в день регулярно занимаются прямой проповедью слова Божиего незнакомым людям? Самаряне со страниц Евангелия бросают вызов иудеям, а сектанты с улиц мегаполисов бросают вызов православным. И там и здесь, в этом плане народ Божий оказывается в проигрыше.
Вот какая нужна миссионерская концепция. Но, почему-то, предложение рождать проповедников, которые могли бы ежедневно посвящать 4 часа прямой проповеди Христа заблудшим, кажется чем-то заоблачным. Куда проще, раз в месяц сварганить какую-нибудь «акцию», или отсидеться на приходе, несмотря на призывы Господа и Патриарха «идите», а не ждите, когда придут.
Как мне кажется, настоящие миссионерские концепции уже есть. Величайший миссионер Апостол Павел все уже давно изложил в своих посланиях. Надо только приглядеться. Возможно, и есть какие-либо современные методички, но, в них нет того, чтобы есть в посланиях Апостола. Красной нитью во всех посланиях идёт мысль: миссионерской служение — это, прежде всего, самопожертвование. «Нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» (1 Кор.4:9). Не просто терпение, лишение и принятие укоризн. Но, по слову блж.Феофилакта слова «приговоренными к смерти» означают быть осужденными, готовыми на смерть. Честно, кому сейчас хочется быть «позором» для окружающих, не говоря о том, чтобы ежедневно умирать за Христа от недовольства и гонений за проповедь? Современное использование слова «миссия» много что подразумевает, кроме одного — вот этой вот готовности. Стоит поднять вопрос о наличии постоянных уличных миссионеров, сразу же, натыкаешься на возражения: «кто им будет платить?», «как семью прокормить?» и т.п. Отсутствие готовности к полному самопожертвованию в деле миссии делает для нас послания Апостола лишь великими, но не родными текстами. По себе знаю, что я не хожу ежедневно проповедовать на улицу и по домам лишь по той же причине — нет во мне жертвенности.
Поэтому, данный евангельский отрывок — это вызов. Самаряне перепрыгнули иудеев, а сектанты перепрыгивают нас. И это несмотря на то, что им Христос не помогает, а нам открывает все пути к благовествованию.
Многие, когда слышат о том, что время спокойствия (отсутствие гонений) — худшее время для Церкви (по мысли свт. Иоанна Златоуста), говорят: «ну уж нет, слава Богу, что сейчас нет гонений». А что стоит за этим «слава Богу»? Истинная ли благодарность? Если «да», то, почему бы её не выразить «громким голосом», как это сделал самарянин? Ведь, сегодня гонений пока нет, за проповедь не посадят. В общем, выбор есть: или все на своих местах, или подражать в хорошем «самарянам», или же, силой Божией, ради славы Христа, их превзойти.