О миссии из наследия Новомучеников

Автор-составитель: Антоний Дулевич, миссионерский отдел Кызыльской епархии.
Святитель Онуфрий (Гагалюк) — ярчайшая личность из сонма Российских Новомучеников, ревностный проповедник, призывающий христиан нести слово Божие всем и везде. Слово святого приправлено солью (Кол.4:6) и наполнено пламенной ревностью о распространении славы Божией. Здесь собрана и систематизирована часть его весьма актуальных цитат о разных аспектах миссионерской деятельности.   По мысли святого, все мы, православные христиане, можем и должны по мере сил участвовать в общем деле всей Церкви, заповеданном Спасителем (Мф.28:19). Слова священномученика могут быть полезными и тем, кто уже находится на поприще благовестия, и тем, кто желает послужить Христу в деле проповеди и тем, кто хочет познакомиться с  личностью самоотверженного носителя апостолького духа, в прошлом веке отдавшего свою жизнь за Христа.
И хотя некоторые приведенные цитаты священномученика Онуфрия сказаны в контексте обращения к священнослужителям, а иные — ко всем христианам, слова святого могут быть полезными и воодушевляющими для всех, кто неравнодушен к делу миссионерства. Шестьдесят семь цитат священномученика Онуфрия разбиты на смысловые отделы, заглавия перед цитатами также даны составителем этой работы .
Оглавление:
.Часть I
I. АСПЕКТЫ ДЕЛА ПРОПОВЕДИ И МИССИИ
1. Самое важное дело в мире.
2. Цель миссионерской деятельности.
3. Всякий христианин может быть полезным в деле миссии.
4. Без миссии — уныние.
5. Все христиане должны проповедывать.
6. Благовествовать — обязанность.
7. Долг православных христиан — приводить всех к вере.
II. ПРИНЦИПЫ ПРОПОВЕДИ И МИССИИ
1. Как пользоваться словом?
2. Безхитростная проповедь.
3. Можно ли смягчать проповедь?
4. Привлечение красотой веры.
5. Проповедывать как можно ревностнее
6. Допустимы ли уступки в вопросах веры?
7. Остерегаться злых людей
8. Везде ли возвещать истину?
9. Строгость в проповеди — для покаяния.
10. Об отношении к заблудшим.
11. Наш долг — говорить о вере во время и не во время.
12. О защите веры.
13. Подготовка почвы для проповеди.
14. Разъяснять, что спасение — только в Церкви.
15. Награда для участников миссии.
III. СЛОЖНОСТИ ПРОПОВЕДИ И МИССИИ
1. Если законы препятствуют делу миссии.
2. Бог покровительствует идущим на опасности.
3. Проповедывать, не взирая на реакцию людей.
4. Если не получается доказать истину.
5. Почему миссионеров не все слушают?
6. Почему ненавидят проповедников истины?
7. Если не видим успеха в проповеди.
8. Почему Господь не защищает своих последователей?
9. Смерть проповедника ведет к вечной радости.
.Часть II
IV. КАЧЕСТВА МИССИОНЕРА (ПРОПОВЕДНИКА)
1. Желание заниматься миссией — от сближения со Христом
2. Подготовка миссионера.
3. Кротость — одно из качеств миссионера.
4. Каким должен быть миссионер?
5. Ревность о подраании апостолам.
6. Забыть о земной родине ради благовестия.
7. Служить Богу для спасения ближних.
8. Миссионер — тот, кто послан.
V. БОРЬБА С НЕВЕРИЕМ
1. Не унывать в борьбе с неверием
2. Почему люди не верят?
3. Бессилие неверия.
4. Сила в борьбе с безбожием.
VI. ПРОПОВЕДЬ СЕКТАНТАМ, ИНОСЛАВНЫМ И РАСКОЛЬНИКАМ
1. Как обратить раскольника или еретика?
2. О компромиссе с инославными.
3. Только Православная Церковь может проповедывать истину.
4. Причины пребывания в сектах.
5. Отношение к миссии сектантов.
6. Отношение к инакомыслящим.
7. Почему попадают в секты?
8. Православные не участвуют в «крестовых походах» против инакомыслящих.
9. О строгости речи с раскольниками.
VII. УСПЕХ ПРОПОВЕДИ
1. Успех проповеди — усердная молитва.
2. Средства обращения заблудших.
3. Что нужно для обращения атеистов?
4. Сильнейшее оружие — слово.
5. Что необходимо для восприятия истины?
6. Три средства для успешного распространения веры.
7. Сила слова —  от внутреннего убеждения произносящего.
VIII. ФОРМЫ УЧАСТИЯ В МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Нужно ли ходить с проповедью по квартирам?
2. Стоит ли тратить время на проповедь через печать?
3. О пожертвованиях для проповедников
4. О пожертвованиях на миссию.
 I. АСПЕКТЫ ДЕЛА ПРОПОВЕДИ И МИССИИ.
1. САМОЕ ВАЖНОЕ ДЕЛО В МИРЕ
«Помочь человеку в беде – святое, славное дело. Сохранить жизнь от опасности – еще выше. Но нет более великого и важного дела в мире, как спасти душу человеческую от греха и вечных мук и привести ко Христу Богу  и блаженной нескончаемой жизни в Царстве Небесном» [1].

2. ЦЕЛЬ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Для служителей Христовых главнейшее состоит в том, чтобы их деятельность совпадала с волею Божией. Каковы заветные мечты православных проповедников? – Распространить святую православную Христову веру во всех концах земли, сделать возможно большее число людей наследниками блаженной жизни в Царстве Христовом. Совпадает ли наше желание это с волею Божией? – Господня воля в том же. «Идите, и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:19-20). «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15) [2].

3. ВСЯКИЙ ХРИСТИАНИН МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ В ДЕЛЕ МИССИИ
«Да, всякий убежденный христианин имеет большое значение в деле распространения святой веры: только требуется, чтобы он был православным, действительно смиренным, кротким, послушным Церкви Божией. Такие смиренные ревнители православия много добра несут в языческую среду нашего общества – и среди интеллигенции, и среди простого народа» [3].

.4. БЕЗ МИССИИ – УНЫНИЕ«Как часто приходится слышать жалобы на тоску жизни у многих верующих, и даже пастырей Церкви! А между тем Божьего, великого, святого кругом очень много. Я имею в виду главнейшее дело всякого последователя Спасителя – распространение  проведение в жизнь свою и окружающий православной веры» [4].
.5. ВСЕ ХРИСТИАНЕ ДОЛЖНЫ ПРОПОВЕДОВАТЬ
«Что же делать нам, имеющим Христово учение и благодатную, святую, радостную жизнь в Православной Церкви? Нести это сокровище тем, кто его не имеет. Спаситель наш явился апостолу Павлу в видении ночью в Коринфе и сказал: «не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе» (Деян. 18, 9-10). И нам нужно всем – не только пастырям, но и всем верующим христианам – говорить немолчно о святой вере нашей и жизни христианской всем неверующим и развращенным. Пусть слабы и убоги будут наши речи, но говорить нужно, ибо истина сама за себя постоит. А у нас, православных, истина Христова, и ее нет в другом месте в такой чистоте, как у нас» [5].

6. БЛАГОВЕСТВОВАТЬ – ОБЯЗАННОСТЬ
«Если мы умолкнем, то кто будет говорить? На проповедь Царства Божия послал нас Сам Господь. И горе нам, если мы не благовествуем! Мы становимся в таком случае в ряды противников Божиих. Вот почему и святой апостол Павел, убеждая своего ученика, епископа Тимофея, неустанно проповедовать слово Божие, заклинает его Христом Богом совершать дело благовестника» [6].

7. ДОЛГ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН – ПРИВОДИТЬ ВСЕХ
«Мы, православные, храним величайшее сокровище – истинную религию. Долг наш – стараться быть настоящими учениками Христовой армии и приводить к свету православия всех, кто вне Православной Церкви» [7].
8. ЧЕМ БОЛЬШЕ МИССИОНЕРОВ – ТЕМ РАДОСТНЕЕ ЖИЗНЬ МИЛЛИОНОВ ЛЮДЕЙ
«Никогда на земле не иссякнут ревностные апостолы святого Православия. Но чем больше будет вестников истины, чем шире и усерднее трудиться станут они, тем ярче и шире пройдут светлые полосы христианской веры среди тёмной жизни и заблуждений неверия и инакомыслия и тем радостнее и счастливее будет жизнь многих тысяч и миллионов бедных людей, ибо только христианская вера истинна, то есть православная, даёт людям глубокий полный и глубокий мир души ещё здесь на земле, а в той жизни – вечное блаженство» [8].
9. ПРИЧИНЫ ОТСУТСТВИЯ ПРОПОВЕДИ
«Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Здесь можно видеть указание на служителей Божией Церкви – пассивных, кои равнодушно относятся к окружающему их злу, неверию, расколу, разврату, обману и прочее. Ученик Христов призван бороться активно с неверием, извращением Христовой веры и жизни и всюду насаждать истину христианскую и примером чистой жизни, не прибегая, конечно, ни к какому обману и насилию (2Тим. 2 и др.). Иначе плевелы дадут плод на ниве Христовой и, вместо приобретения чад Божиих, равнодушные пастыри их рассекают. Молчание служителей Церкви говорит о нелюбви их к Богу, людям и обличает маловерие и действенную помощь Божию всем труженикам слова Божия (Пс. 83:12–13)» [9].
10. НАКАЗАНИЕ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПРОПОВЕДИ
«А если мы имеем возможность проповедовать учение Божие и сего не делаем, то какое извинение можем представить?» [9].
II. ПРИНЦИПЫ ПРОПОВЕДИ И МИССИИ
.1. КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВОМ?
«А как же пользоваться словом? Нужно говорить только то, что относится к славе Божией и ко благу и спасению людей. Только об истине, святости, добре, о всякой добродетели (Фил. 4) возвещай, и возвещай бесстрашно и немолчно, как и говорил Господь Спаситель Святому Апостолу Павлу: «не бойся, но говоpи и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла» (Деян. 18:9-10). Hе нужно молчать, а нужно говорить всем людям о светлом Хpистовом учении. Слово пpивета может исцелить мятущуюся, озлобленную, больную душу человека. Слово истины укажет путь заблуждающемуся, измученному. Слово пpавды pассеет паутину лжи и лицемеpия. Слово есть великое сpедство и для зла и для добpа. Будем же щедpою pукою сеять pазумное, добpое, вечное… Аминь» [10].
2. БЕЗХИТРОСТНАЯ ПРОПОВЕДЬ
««А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них» (Лк. 9:5).Господь Спаситель запрещает своим ученикам делать какие-либо насилия над другими религиями, даже над язычниками и неверами. Апостолы Христовы привлекали в Церковь Божию (Деян. 2:47) словом убеждения, проповедуя со многими слезами среди всевозможных козней врагов Божиих (Деян. 20:19), благовременно и безвременно (2 Тим. 4:2), указывая на примеры собственной веры в Бога (1 Кор. 4:1 и др.). Если проповедников – Апостолов не принимали в каком-нибудь месте, они, верные заветам своего Божественного Учителя, не мстили инакомыслящим, не употребляли никаких хитростей, обмана, тем более – насилий… Не так распространяют свою веру инославные проповедники: католические и протестантские миссионеры. Они действуют главным образом хитростью, устраивая благотворительные учреждения: больницы, приюты, школы, чтобы чрез эти внешние средства задобрить язычников и навязывать им свою веру. Они искусно пользуются разногласиями общества, интригуя и направляя одних против других… А где встречают препятствия, не стесняются употреблять и военную силу. В Литве при Ягайло (1387–1434) латинские епископы и ксендзы привезли большой запас белых суконных свитков из Кракова в Вильно, заманивая ими в латинскую веру язычников-литовцев. И этими мерами латинским язычникам удалось увлечь не мало язычников» [11].
3. МОЖНО ЛИ СМЯГЧАТЬ ПРОПОВЕДЬ?
«Проповедники Христовы должны всегда возвещать лишь правду, невзирая на лице человеческое, а стараясь лишь о том, чтобы верно передать слова Божии. А какой результат выйдет от проповеди – сие благовестники отдают на милость Божию, молясь усердно Господу, да будет успешно их слово……Проповедники и воспитатели духовные должны это знать, бесстрастно нести этот тяжелый крест – говорить людям правду, без всякой лести и лукавства. Господи! Как мало теперь этих смелых вестников истины! Жизнь наша гниет от всякой лжи, обмана, лести!» [12].
4. ПРИВЛЕЧЕНИЕ КРАСОТОЙ ВЕРЫ
«Проповедники православной христианской веры, призывая к Церкви Христовой неверующих, или нехристиан, привлекают их высотой христианского учения и красотой добродетелей христианских подвижников, а особенно жизнью Солнца Правды Христа Богочеловека, в Нем указывая великий, совершенный и единственный идеал для всего человечества на все времена. У христианина истинного нет никакого вида насилия: ни террора, ни обмана, ни лести, ни хитрости. Религия православная – есть религия величайшей свободы. А если кто, употребляя в дело религии насилие, считает себя в то же время христианином, тот не имеет и не знает духа Христианского» [63].»Робкие, бескорыстные ученики Спасителя покорили весь тогдашний мир, с которым сталкивались; стала немощной сила могучих римских царей, гордая философия языческая склонилась перед Христовой истиной, разбились все ухищрения тогдашних иудеев. А чем пленили ученики Христовы? Истиной Христовой и красотой благодатной жизни своей, а также и чудесами внешними. И ныне идет победоносное шествие Христовой Церкви в мире, при всяком и многом нападении врагов Божьих. Кто стремится к духовной красоте, тот увидит красоту Христовой истины и благодатной жизни в святом православии, и даже чудеса, если сие угодно будет Господу» [65].
5. ПРОПОВЕДОВАТЬ КАК МОЖНО РЕВНОСТНЕЕ
«С тобой, дорогой друг, мы имеем счастье принадлежать к благовестникам этого Царства Божия, и я желаю обоим нам и всем православным проповедникам ревностно и как можно шире и полнее возвещать всем окружающим, а «наипаче к погибшим овцам дома Израилева (Мф.10:6), радостную спасительную весть о Царстве Божием и вводить их в благодатные недра Православной Церкви». «Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Лк. 9:60) [13].
6. ДОПУСТИМЫ ЛИ УСТУПКИ В ВОПРОСАХ ВЕРЫ?
«У православных святителей, пастырей и мирян в основе отношения к инакомыслящим лежит не злоба, а скорбь об их заблуждении и забота о чистоте христианского учения. В вопросах веры не может быть никаких уступок, ибо тогда теряется устойчвость у верующих, — истина Христова возвещается ясно, определенно» [14].
7. ОСТЕРЕГАТЬСЯ ЗЛЫХ ЛЮДЕЙ
«В твоих словах, дорогой друг, вижу одну только справедливую мысль — нужно остерегаться проповеднику Христову злых людей, искажающих наши слова. Сам Христос Спаситель поучает нас быть осторожными: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас» (Мф. 10, 16-17). Поэтому нам говорить нужно лишь о Христе Спасителе и Его учении, не касаясь ничего постороннего. Уклоняться же от христианской проповеди мы не можем. А от лукавых людей оградить нас силен лишь Господ, в волю Которого отдадим мы свой труд и всю свою жизнь»  [15].
8. ВЕЗДЕ ЛИ ВОЗВЕЩАТЬ ИСТИНУ?
«Служители слова Божия, проповедники святой истины, пастыри Православной Церкви! Не долг ли наш всюду возвещать истину Божию, где бы ни случилось жить, и при всяких обстоятельствах. Если неверие, несущее людям мрак, уныние, ужас, пустоту души, работает усиленно и имеет успех среди людей, то лениться ли, опускать ли руки нам, служителям Христа Бога?! За нами, ведь, истина, дающая всем, следующим за нею, радость, покой, мир и блаженство души, не только здесь, но и за гробом; счастье вечное, неизживаемое, нестареющее!.. «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин. 6:15). [16].
9. СТРОГОСТЬ В ПРОПОВЕДИ– ДЛЯ ПОКАЯНИЯ
«В ясном и определенном отношении Церкви Христовой к своим противникам – призыв всех их (в том числе католиков и обновленцев) к покаянию пред Церковью. Эрбиньи видит сухость, жестокость, отсутствие любви. Здесь – непонимание духа Церкви. Зачем Православная Церковь говорит, что вне ее нет спасения, что благодать только в Церкви, истина только в ней, и что подлинная Церковь только едина, и что католичество, протестантство, обновленчество и другие секты и расколы имеют только христианский вид, силы же христианской у них нет (2 Тим. 3, 5)? Для того, чтобы все, кто слышит голос Церкви Православной, поспешили с покаянием в ее лоно, пока еще есть для них время: это – внешняя жизнь. Тот, кто признает и в католичестве, и в обновленчестве, то есть вне Церкви, благодать, тот замалчивает истину и является для католиков и прочих не другом, а врагом, так как оставляет их  в заблуждении и усыпляет их в духовной гибели. Хороший, опытный и честный врач ставит верный диагноз больному, и, послушный врачу, больной постепенно выздоравливает. А тот врач, который ложно успокаивает опасного больного и не указывает ему его язвы, вводит его в самообольщение и является виновником его ранней смерти» [17].
10. ОБ ОТНОШЕНИИ К ЗАБЛУДШИМ
«Не осуждать мы будем заблудших детей и братьев, а жалеть их и молиться, да обратятся они к Богу мира и любви, ибо только в Боге находит покой своей душе человек (Мф. 11, 28-30), да придут они вновь в спасительную ограду Церкви Христовой Православной, ибо она только на земле есть истинный дом Божий и врата небесные (Быт. 28, 16-17)» [18].
11. НАШ ДОЛГ – ГОВОРИТЬ О ВЕРЕ ВО ВРЕМЯ И НЕ ВО ВРЕМЯ
«Мне думается, дорогой друг, что наш долг – всячески говорить о нашей святой православной вере, ее красоте, истине, светлости, не молчать, а говорить, где только есть возможность, во время и не во время (2 Тим. 4, 2), привлекать всевозможными способами, но, конечно, не иезуитскими, к Богу и Святой Церкви Православной. Люди всегда нуждаются в истине, а ныне, в дни духовных исканий, особенно. Сейте разумное, доброе, вечное – сердечное спасибо вам скажет человеческая душа. Пусть иные встречают враждебно и с ненавистью слово истины, а мы будем сеять пшеницу всюду. Преподобный Серафим Саровский говорил одному подвижнику: «Сей, сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей на песке, сей на камне, сей при пути, сей и в тернии – все где-нибудь да прозябнет и возрастит, и плод принесет, хотя и не скоро». Разве только в храме мы должны говорить о Боге, о Божественном учении? Не только в храме, а и на всяком месте, где придется: где есть души неверующих, не знающих Бога или сомневающихся. Даже если не может верующий доказать своей истинности и опровергнуть речи неверующих, пусть он скажет ясно и определенно христианское учение. И это уже будет победа… Всякое необличенное слово лжи приносит свой плод, а разоблаченное, оно теряет свою силу» [19].
12. О ЗАЩИТЕ ВЕРЫ
«Именно нашей беспечностью пользуются люди неверующие и энергично сеют семена неверия. Если бы мы хотя немного старались о вере нашей, то всегда бы могли опровергнуть доводы любого «профессора» неверия, ибо эти доводы так слабы, что всякий христианин, знающий сущность веры православной, легко их разобьет… Нужно только не молчать и всегда помнить свой долг христианский: бороться с неверием и всякими сектами и защищать словом своим веру святую» [20].
13. ПОДГОТОВКА ПОЧВЫ ДЛЯ ПРОПОВЕДИ
«Но проповедь – далеко не все в деле спасения. Если бы спасение зависело целиком от проповеди, тогда какой-либо вдохновенный, талантливый ученый, глубоко верующий православный писатель обратил бы ко Христу сотни тысяч людей. «Не все послушались благовествования» (Рим. 10, 16), замечает апостол. Нужно, чтобы для спасения была готова почва, чтобы душа восприняла слово Божие и принесла плод добродетели. А сердце людское лукаво, гордо, лениво. Смягчить гордость, воздвигнуть к добру, привлечь к своим – это дело благодати Божией. И Господь, имиже веси судьбами, зовет к Себе всякого человека на путь спасения. Когда и как созреет человек для Царства Божьего – это сокрыто от нас, это ведомо Богу. «Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь… посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1Кор.3,5,7)» [21].
14. РАЗЪЯСНЯТЬ, ЧТО СПАСЕНИЕ — ТОЛЬКО В ЦЕРКВИ
«Что же делать нам, стражам дома Израилева, чтобы удержать овец Христовых в спасительной ограде Церкви Православной? Нужно разъяснять, что вне Церкви — нет спасения. Только бывшие в Ноевом ковчеге сохранились от потопа. Все жители Иерихона погибли, кроме Рахавы и всех бывших в ее доме. Сам Спаситель наш и Бог, стяжавший Своей пречистой Кровию Церковь, говорит: «Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17) [22].
15. НАГРАДА УЧАСТНИКОВ ДЕЛА МИССИИ
«И в теперешнее время дело Божие творят не только преемники апостолов – святители Православной Церкви и пастыри, сеющие слово Божие устно и письменно всюду, где приходится им жить, но и все те, кто помогает их делу благовестничества, в той или иной мере являясь споспешниками истине (З Ин. 1, 8). Такие самоотверженные и верные труженики Божии будут вместе с апостолами Христовыми и благовестниками Православной Церкви радоваться жизни вечной, по словам Самого Спасителя: Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет (Ин. 4, 36–37)» [67].

III. СЛОЖНОСТИ ПРОПОВЕДИ И МИССИИ

1. ЕСЛИ ЗАКОНЫ ПРЕПЯТСТВУЮТ ДЕЛУ МИССИИ
«Говорить о Боге, привлекать людей к Святой Церкви, учить людей христианской вере — это дело Божие, и никто — ни сатана, ни люди — не имеют права мешать проповедникам учения Христова. И благовестники-христиане, покорные внешним властям в области гражданской, никак не могут слушать тех, кто зовет их отказаться от Бога и от подвига проповеди о Боге… Здесь уже благовестники христианские не делают никакого преступления, напротив, великое добро» [23].

2. БОГ ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЕТ ИДУЩИМ НА ОПАСНОСТИ
«Господь бодрствует над Своими рабами и оказывает явную помощь, когда они творят волю Божию: когда они дерзают, идут на труды, опасности, быть может, на смерть. Господь тогда с ними, поддерживает, охраняет от всякого зла и избавляет даже от смерти, как это сказал Он величайшему Своему апостолу-благовестнику святому Павлу в Коринфе: «Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла» (Деян.18:9-10)» [24].

3. ПРОПОВЕДОВАТЬ, НЕВЗИРАЯ НА РЕАКЦИЮ ЛЮДЕЙ
«»Мы должны нести свет Христов всем людям. Как отнесутся к нам: с любовью или враждебно, — нас это не касается. Мы исполняем служение проповедников Христовых. Я радуюсь, что Господь дал мне силы проповедовать людям о Христе, приводить их ко Христу Богочеловеку, в Котором только могут найти люди истинное счастье и цель жизни — обрести надежный покой и вечную радость…»»  [25].

4. ЕСЛИ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ ДОКАЗАТЬ ИСТИНУ…
««Разве только в храме мы должны говорить о Боге, о Божественном учении, о жизни? Не только в храме, а и на всяком месте, где придется: где есть души неверующих, не знающих Бога или сомневающихся. Даже если не может верующий доказать своей истинности и опровергнуть неверующие речи, пусть он скажет ясно и определенно христианское учение. И это уже будет победа… Всякое необличенное слово лжи приносит свой плод, а разоблаченное, оно теряет свою силу…» [26].

5. ПОЧЕМУ МИССИОНЕРОВ НЕ ВСЕ СЛУШАЮТ?
«Если нашлись такие, что не убедились словами великого апостола Павла, вдохновенного и богопросвещенного учителя вселенной, то что же удивительного, если иные не хотят слушать нас, убогих служителей Христовых? Очевидно, тут дело не только в святой истине и не в силе проповедника истины, а в злой воле человека: люди упорные не хотят знать истину, как она ясна сама по себе и разъяснена вестниками истины» [27].

6. ПОЧЕМУ НЕНАВИДЯТ ПРОПОВЕДНИКОВ ИСТИНЫ?
«»Почему учителя неверия и разврата часто имеют успех, а проповедников истины – гонят и ненавидят люди века сего? Оттого, что многие наши современники больше любят тьму, чем свет, предпочитают валяться в грязных чувственных наслаждениях, чем вести светлую, христианскую, нравственную жизнь… Что же делать нам, апостолам христианской веры и жизни? Показать превосходство веры пред неверием; нравственной жизни пред греховной. Этому отчасти помогает и самое состояние современников-гонителей христианской веры. Спроси искреннего невера: доволен ли он содержанием души своей; удовлетворяет ли его атеизм? Большинство из них просто не хотят останавливаться на критике атеизма, а идут все дальше и дальше по наклонной плоскости. От истин же христианских они прямо отмахиваются, не желают о них и слышать. А ревностных проповедников веры святой они начинают ненавидеть, как говорящих горькую для них истину – о несостоятельности атеизма и низменности разврата. Но кто гонит правду, тот ее не победил. Кто боится истины и всячески уклоняется от нее, тот сам показывает, что истина сильнее его. Потому, нам нужно не ослабевать в проповедании истины христианской, и ее огненными доводами разбивать все ложные и дутые положения атеистической религии и морали».(На Ин.7:7) [28].

7. ЕСЛИ НЕ ВИДИМ УСПЕХА В ПРОПОВЕДИ
«Если мы не видим успеха своей проповеди теперь же, то это вовсе не значит, что этих успехов нет и не будет. Напротив, доброго дела и слова не пропадут семена. Добрый сеятель пшеницу сеет не только на доброй земле, но и при дороге, и на каменных местах, и в тернии (Мф. 13, 4-9). Отдавая все дело спасения человеческих душ на Премудрого, Всемогущего и Всемилостивого Бога, будем со всем усердием, до заката дней наших, привлекать людей к Богу, благодушно относясь к людской злобе, гордости, косности, ненависти. Не свое, а Божие учение возвещаем мы, не сами мы вышли на проповедь, а Господь послал нас, недостойных» [29].

8. ПОЧЕМУ ГОСПОДЬ НЕ ЗАЩИЩАЕТ СВОИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ
«Почему Бог не наказывает своих мучителей и не защищает внешними мерами Своих последователей от гонений? – Конечно, не от Своего бессилия. Всемогущий Бог не уничтожает слабых людей, идущих против Него, из жалости, любви к ним, употребляя все средства снисхождения, чтобы направить их к вере. И случаев превращения гонителей Христовых в Его горячих последователей очень много. И эти случаи ясно говорят о силе веры христианской. Христос Бог, вися на кресте и видя и слыша глумления людей над Собой, молился о них Своему Отцу Небесному, чтобы простил им, в надежде, что люди поймут свое заблуждение и обратятся на путь истины. И все христиане молятся о своих обидчиках (Лк. 6, 27-28) не из трусости перед ними, как сильными, а из жалости к их духовному омрачению, их ожесточению и в надежде на то, что рано или поздно они осознают свои ошибки» [30].

9. СМЕРТЬ ПРОПОВЕДНИКА ВЕДЕТ К ВЕЧНОЙ РАДОСТИ
«Даже такие ужасные дела, как убийства ни в чем не повинных тружеников слова Божия, – совершаются не без воли Божией… Тем более – скорби, болезни, нищета, всякие лишения. Пойми, возлюбленный, что над всеми есть недремлющее око Божие, а без Бога никто и ничего не может тронуть; а если с ведома Божьего что совершается, это для нашего блага; что Бог есть всесовершенная благодать и милосердие. У Бога все определено. Смерть проповедников Христовой истины несет им вечную радость. И мученики Христовы не боятся смерти. Это видно не только из жизни и страданий древних мучеников, о чем говорит нам история; это слышим и о современных нам мучениках» [31].

IV. КАЧЕСТВА МИССИОНЕРА (ПРОПОВЕДНИКА)

 

1.ЖЕЛАНИЕ ЗАНИМАТЬСЯ МИССИЕЙ – ОТ СБЛИЖЕНИЯ СО ХРИСТОМ
«И чем ближе ко Христу люди, чем усерднее Ему служат, тем активнее они изо всех сил стараются приобщить к вечной, радостной, блаженной жизни Христовой и себя, и возможно большее число людей, вдохновляемые ревностью о вечном спасении, при помощи Христовой, помня слова Самого Спасителя: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк.12:49) [32].

2. ПОДГОТОВКА МИССИОНЕРА
«Конечно, православный проповедник должен предварительно знать учение Церкви Божией и проповедовать не по своему смышлению, а на основе слова Божия и творений святых отцов (19 правило VI Вселенского Собора). Но от всякого проповедника требуют и личных усилий, а также ответа на современные недоразумения в вопросах жизни и веры» [33].

3. КРОТОСТЬ – ОДНО ИЗ КАЧЕСТВ МИССИОНЕРА
«Да, дорогой друг, перед нами, служителями и учениками Спасителя Бога, лежит величайшая задача – перевоспитать всех обидчиков, озлобленных врагов против веры и Церкви. Терпеливо и любовно, со смирением и кротко будем лечить этих бедных братий наших, ибо истина, хранимая в нашей Церкви Православной, не боится ничего и сильнее всего» (Ездр. 4:41) [34].

4. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ МИССИОНЕР?
«Простота голубиная – это чистосердечие, незлобие, отсутствие всякого лукавства, чистота, целомудрие во всем… Таким должен быть мудрый вестник Христовой истины… Прочь хитрость, лукавство, прочь всякие безнравственные приемы: ложь, обман, лесть, запугивания, тем более – насилие. Если бы нам, слугам Христовым, предстояло бы искушение путем какой-нибудь маленькой нравственной сделки со своей совестью, или же небольшой догматической погрешности в святой вере нашей – достичь, казалось, добрых целей, – нужно немедленно отвергнуть это искушение!.. Но не проигрывают такие, по-видимому, наивные проповедники, избегающие всякой хитрости, старающиеся соблюсти чистоту своей души?.. Нет, не проигрывают, а весьма выигрывают, так как с ними всесильная благодать Божия, обитающая только в чистом сердце. Всякая хитрость, лукавство, тем более, ложь – отгоняют от себя Божью помощь, и проповедник, иногда очень мудрый и ученый, остается один, со своими, пусть и большими, человеческими силами (1 Кор. 8:2–3). Мудрый же и чистый душою при Божией помощи, которая увеличивает его силы в 30, 60 или 100 раз, смотря от усердия проповедника, – многое достигает и в своем святом деле: возвещения людям царства небесного!..» [35].Письма и статьи. В защиту христианской веры. Толкование на «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16)

5. РЕВНОСТЬ О ПОДРАЖАНИИ АПОСТОЛАМ
«Будьте подражателями мне, как я Христу (1 Кор. 11:1)». «Как можем мы подражать великому Апостолу? Как мы, слабые и грешные, можем сравняться с апостолом Павлом? Даже говорить об этом нечего! Добрый христианин вовсе не стремится непременно стать равным великому Апостолу и вообще Апостолам. Он гонит от себя эту гордую мысль. Но христианина влекут добродетели святых Апостолов: их огненная ревность о славе Божьей, самоотвержение, даже до смерти, при проповедовании слова Божия, их любовь до мучений к Богу Спасителю, их необычайное терпение скорбей и болезней. Христианин, слыша и читая об этих славных трудах и болезнях Апостолов, сам воспламеняется готовностью от всей души подражать великим подвижникам. И эту ревность не нужно ослабевать, а, напротив, поощрять в себе. Это – святое, славное дело. А о том, чтобы быть непременно равным тому или иному Апостолу, об этом нет и дум у христианского труженика: такова психология православного христианина, стремящегося подражать святым Апостолам Христовым в делах веры и любви христиан» [36].

6. ЗАБЫТЬ О РОДИНЕ РАДИ БЛАГОВЕСТИЯ
«Я не осмеливаюсь судить о сем, но все же мне кажется, что здесь — узость понимания церковного дела: лелеяние родины паче церковного дела… Ведь знаменитый Японский архиепископ Николай (Касаткин) оставил свою дорогую родину Россию и пошел на опасности, труды, болезни ради новой христианской области в Японии. Он мог поехать опять в Россию, тоскуя по родине, но он остался и умер в Японии, так как верил, что Господь вывел его, как некогда Авраама, из земли его, из родства его, из дома отца его в землю чужую, и был святитель Николай Японский послушен Богу, как и Авраам, переселившийся из Харрана в землю Ханаанскую (Быт. 12, 1—5)…» [37].

7. СЛУЖИТЬ БОГУ ДЛЯ СПАСЕНИЯ БЛИЖНИХ
«Каждому из нас Господь определяет то или иное служение. И нам так и нужно смотреть на свое положение: Господь поставил. И служить от всего усердия Богу для спасения ближних. Всякое доброе дело Господь именно посылает тому или другому… Вот нищий просит у тебя подаяния. Не отходи от него – это Господь послал его тебе. Пожалеешь милостыню этому нищему, Господь через другого пошлет ему, а ты лишился своей награды… А вот, человек просит наставления у тебя. Утешь, вразуми, наставь его! Это Сам Господь направил его к тебе, и ты, как можешь, помоги ему! Не смотри, возлюбленный, на свое убожество. Помолись усердно Богу, и с Его помощью принимайся за всякое доброе дело, которое тебе предстоит в настоящий час. «От Господа определяются стопы человека» (Пс. 36:23)» [38].

.8. МИССИОНЕР — ТОТ, КТО ПОСЛАН
«Кто решается проповедовать христианскую веру без благословения Церкви Православной — тот самочинник и лишается благодатной помощи Божией в своем деле» [44]

.V. БОРЬБА С НЕВЕРИЕМ

1. НЕ УНЫВАТЬ В БОРЬБЕ С НЕВЕРИЕМ
«Неверие вовсе не сильно. Оно есть отрицание веры; по своему же содержанию оно – нуль и не выдерживает сопротивления всякого убежденного христианина. В борьбе с неверием мы имеем помощником Самого Бога, Который всем людям желает спасения и познания истины. Отчего же нам смущаться и приходить в уныние? Нет, пусть разливается неверие широкими волнами, пусть соблазняет слабых людей – мы будем с Богом и будем неустанно бороться за Христовы идеалы, отвоевывая от безбожия и тех, кто запутался в его сетях. И, с Божией помощью, верим, что образумятся те, кто в душе ищет истины и к ней стремится» [39].

2. ПОЧЕМУ НЕ ВЕРЯТ
«Отчего многие наши современники открыто отвергают Бога и не верят в загробную жизнь? Оттого, что они составили себе определенный, материалистический взгляд на весь мир и в этом своем предрассудке не желают признавать ничего духовного, как бы ни очевидно было бытие Бога и всего духовного мира. Если бы мертвец, умерший на глазах неверующих, воскрес в виду всех, думаете ли, что современные атеисты уверовали бы в Бога и в жизнь загробную? Нет, они сказали бы, что это призрак, колдовство, поспешили бы найти какое-либо «научное» доказательство того, что таких явлений, мол, в природе быть не может, что это обман чувств, психоз, иллюзия, хотя мертвец стоял бы перед ними живым и обличал бы их безумие» [40].

3. О БЕССИЛИИ НЕВЕРИЯ
«Ни в чем так ярко не раскрывается внутреннее бессилие неверия, как в гонениях на веру. И всякий, даже безбожник, справедливо оценивающий явления жизни, не может не видеть полного идейного поражения неверия уже из одного этого факта – насильного закрытия и разрушения храмов» [41].

4. СИЛА В БОРЬБЕ С БЕЗБОЖИЕМ
«Наша сила в борьбе с безбожием – истина святого православия, которую не могут поколебать нынешние философские человеческие системы, и благодать Пресвятого Духа, о которую разбиваются все хитрости человеческого ума и воли. А истина и благодать Божия – только в Церкви. И мы сильны, поскольку мы в Церкви. А когда мы уйдем из Церкви Божией, порвем с ней общение, тогда мы открыты влиянию человеческого неверия и под его ударами падем. Великое слово Спасителя нашего и Бога: «и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10, 16) – я понимаю, дорогой друг, в том смысле, что все, что было лучшего в людях на протяжении всех времен, сохранится, пока будет существовать мир, все, что войдет в ограду Церкви Божией, то и будет вечным стадом Христовым, и Христос Бог будет вечным Пастырем этого стада в жизни загробной, блаженной, как и говорит Тайнозритель о всех овцах Христовых: «Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7, 16-17)» [42].

VI. ПРОПОВЕДЬ СЕКТАНТАМ, ИНОСЛАВНЫМ И РАСКОЛЬНИКАМ

1. КАК ОБРАТИТЬ РАСКОЛЬНИКА ИЛИ ЕРЕТИКА
«Когда православный миссионер беседует с упрямым, упорным раскольником или еретиком, каким образом он может направить его на путь истины? Доказать неправоту своего противника – это еще не все. Необходимо сломить его гордость, сделать его кротким, послушным к восприятию истины православия. А сие может только миссионер любящий, сострадающий душе, молящийся усердно о ней Богу и привлекающий на раскольника или еретика милость Божию, его вразумляющую » [43].

2. О КОМПРОМИССЕ С ИНОСЛАВНЫМИ
«Для язычников и для всех инакомыслящих, находящихся в Церкви, есть два выхода: или оставаться в своем заблуждении, или совершенно порвать с прежним, как бы тяжело это ни было для них. Никакого компромисса не только с неверием, но и с инославием православные пастыри не могут допустить. Поэтому все, кто стремится сгладить разницу между святым православием с одной стороны и католичеством, сектантами и расколами разных видов с другой, идут против дела Божьего, являются разрушителями дела Божьего. Таков смысл слов Спасителя «не мир пришел Я принести, но меч» (Мф.10:34)» [45].

3. ТОЛЬКО ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОЖЕТ ПРОПОВЕДОВАТЬ ИСТИНУ
«Ибо вся жизнь вне Церкви не только открытых безбожников, но и именующих себя христианскими религиозными обществами направлена или к искоренению на земле Царства Христова (безбожие, мусульманство и другие), или к замене подлинного Христова Царства — искаженным царством, с земным плотским оттенком (католичество, обновленчество и другие расколы и секты). Нести людям истинным незатемненный свет Христов, утверждать и распространять не земле истинное, благодатное Царство Христово (Ин.18:36-37) — удел Православной Христианской Церкви» [46].

4. ПРИЧИНЫ ПРЕБЫВАНИЯ В СЕКТАХ
«Почему неверующие, или современные нам раскольники – обновленцы, или древние еретики – католики остаются в своем положении и не обращаются к Церкви Божией? Неужели они не могут познать истины Божией, которая давно уже дана и сияет в Православной Церкви? Неужели написано мало блестящих ученых книг против неверия, раскольников и католиков? И много ли требуется, чтобы показать истину, когда она уже дана? О нет, возлюбленные, дело не в том, что люди не знают истины. «По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» (Пс. 18, 5). Дело в том, что люди по гордости своей не хотят прийти к Богу и Церкви Божией. Нужно быть великодушным, чтобы открыто сознать свое заблуждение. Это именно подвиг – побороть свое самолюбие, иметь смирение. Только люди смиренные говорят, как апостол Павел: «я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее» (Гал. 1, 13). Вот и нужно нам молиться, чтобы Господь смягчил гордость всех неверующих, раскольников, еретиков, чтобы они познали свои грехи, пожелали узнать истину. А если они искренне захотят узнать истину, тогда всякая неграмотная, но преданная Церкви Божией женщина наставит их на истину и приведет к святому православию. Наши речи, учение и вдохновение никак не убедят тех, кто не хочет верить или прийти к Церкви Православной. Ложные оправдания они для себя всегда найдут. А если Господь, по нашим усердным молитвам, смягчит их упорное сердце, тогда нетрудно будет им познать истину» [47].

5. ОТНОШЕНИЕ К МИССИИ СЕКТАНТОВ
«Ясно, что православный христианин не радуется успеху сектантства: если безбожие – открытый яд для души, то сектантство – тот же яд, только подслащенный. И видя новых прозелитов сектантства, христианин скорбит душою, что эти бедные люди не видят Света Христова и пребывают в духовной тьме» [48].

6. ОТНОШЕНИЕ К ИНАКОМЫСЛЯЩИМ
Слышу возражение некоторых: зачем такая нетерпимость, почему такое строгое отношение к инакомыслящим? Ведь они – и обновленцы, и католики, и сектанты – призывают Бога. Неужели же они идут против Бога? Да, ибо Сам Спаситель сказал, что именно верующие в Него как в Бога будут гнать Его последователей: «наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин. 16, 2-3) [49].

7. ПОЧЕМУ ПОПАДАЮТ В СЕКТЫ
«К глубокому сожалению, есть немало верующих, которые не только перестали слушать православных пастырей и даже святителей, но часто поносят их, а свой слух открыли всяким самообольщенным людям, а то и просто провокаторам. Отошли несчастные от истины и обратились к басням! А причина сего — в недостаточном углублении в христианское учение. Дошли до того, что не могут отличить истинных проповедников от ложных» [50].

8. НЕ УЧАСТВУЮТ В «КРЕСТОВЫХ ПОХОДАХ» ПРОТИВ ИНАКОМЫСЛЯЩИХ
«Подлинные православные христиане никогда не будут участвовать в «крестовых походах» против инакомыслящих, и это делают не по трусости, а по убеждению, ибо это запрещает наша вера (Лк. 9, 52-56)» [51].

9. СТРОГОСТЬ РЕЧИ С РАСКОЛЬНИКАМИ
«На наши, может быть резкие, но верные речи вы не обижайтесь, заблудшие братья наши: говорим все это мы не по чувству злобы или мести, а со скорбью душевною и заботясь о вашем и всех ваших последователей спасении вечном. Не откладывайте дела своего духовного освобождения – спешите скорее в Церковь Божию, ибо всякий час промедления засасывает вас все более и более в тину раскола, а враг нашего спасения старается ожесточить сердца людей, чтобы они не восприняли слова истины: «Посеянное при дороге означает тех, в которые сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их» (Мк. 4, 15) [52].

_____VII. УСПЕХ ПРОПОВЕДИ_______

1. УСПЕХ ПРОПОВЕДИ — УСЕРДНАЯ МОЛИТВА
«Видишь, возлюбленный, слово истины привлекает массу людей. Но кто противится? Завистники… Так злоба людская препятствует христианской вере. И проповедникам Христова учения, смело возвещающим слово истины, нужно для успеха проповеди усердно молить Господа, чтобы он не только открыл двери сердец людей, но также устранил злые козни завистников, и если кто из них достоин явиться к восприятию истины, то и умягчил бы их жестокое сердце к уразумению и принятию слова Божия! Злое сердце человека – главное препятствие веры в Бога. А направляет сердце человеческое не столько наши самые разумные и научные доводы, сколько благодать Божия!» [53].

2. СРЕДСТВА ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ ЗАБЛУДШИХ
«Какие же средства для обращения заблудших, неверующих, раскольников и еретиков? Обыкновенно таким средством называют апологетику: возвещение истины Божией и опровержение неверия и всяких ересей и суеверий. Это – лучшее средство. Но оно не главное, а главное – это усердная молитва об обращении всех заблудших» [54].

3. ЧТО НУЖНО ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ АТЕИСТОВ
«Скорбя о заблудших, будем всегда молиться о них Господу, да обратятся они к истине. А о себе будем настороже, чтобы не отпасть от Церкви и Бога, молясь Спасителю: «Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь, юже стяжал еси Честною Твоею Кровию». Аминь» [55].

4. СЛОВО – СИЛЬНЕЙШЕЕ ОРУЖИЕ
«Если христианская вера распространяется учениками Спасителя и пастырями Православной Церкви без всяких внешних насилий, а лишь словом и примером жизни, значит ли это, что она бессильна? Неужели ружье сильнее слова? Разве можно проводить идеи бунтом, войной? Мечом можно привести к неверию и даже к вере сотни тысяч и миллионы людей, но это будут подневольные рабы, а вовсе не убежденные последователи того или иного учения» [56].

5. ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ИСТИНЫ
«Для того чтобы воспринять Христово учение, нужно иметь уши, которые способны были бы к восприятию Божественной истины. Здесь наблюдается то же, что при слышании чудной музыки или пения. При звуках иных великих художественных мелодий грубое ухо слышит только шум и крики, тогда как изощренный слух переживает восторженные чувства радости и умиления. Так и Божественное учение воспринимается духовно изощренным слухом. Когда благочестивый юноша, будущий Антоний Великий, зайдя в храм, услышал слова Спасителя: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21), они произвели на него потрясающее впечатление, и он роздал свое имущество и пошел в пустыню, весь отдавшись на служение Богу. А как часто мы слышим эти слова, и они не производят на нас такого действия. Это именно потому, что сердце огрубело у нас, а у Антония оно было чисто и представляло удобную почву для слова Божия.Также и благочестивый Августин […]. Как же изощрять нам свое ухо, чтобы оно способно было к восприятию Христова учения? Нужно нам жить по заповедям Христовым, чаще посещать храм Божий, усерднее молиться, искоренять в душе своей все злое при помощи благодати Божией. Нужно войти в дух жизни Христовой, тогда многое непонятное для нашего внешнего зрения станет ясным. Откроются нам многие тайны Царства Божия. Кто не радит о молитве, об очищении сердца своего от всякой скверны плоти и духа, кто удаляется от храма Божьего, не думает о Боге – тот постепенно охладевает душою, черствеет и уже не слышит и не понимает глаголов о вечной жизни» [57].

6. ТРИ СРЕДСТВА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВЕРЫ: УЧЕНИЕ, НРАВСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ, ЧУДЕСА, ТВЕРДОЕ ИСПОВЕДАНИЕ
«Какие же средства употребляла христианская вера для своего распространения? Средства эти были не внешние, а духовные. Не силу военную, не подкупы противопосталяли христиане иудеям и язычникам, а прежде всего истину. Учение, которое возвещали неверующему миру апостолы, простые рыбаки, было не человеческое, ограниченное и неспраедливое, а богооткровенное (1 Фес. 2,13), премудрое и месте простое, доступное и младенцам (Мф. 11, 25)Другим средством являлась чистая нравственная жизнь христиан. «Вот идут христиане», — говорил язысник, указывая на смиренных и степенных людей. «Это христианин», — замечал торговец о честном, верном своем работнике. Христианские юноши и девушки — не так, как теперь — являли образец целомудрия. Такая добрая жизнь рассеивала се толки о безнравственности христиан и влекла к ним сердце.Для привлечения душ человеческих, способных верить, Господь дал великую силу чудотворений Своим апостолам. Так, больных клали на дорогах, чтобы хотя тень апостола Петра падала на них, и больные исцелялись (Деян. 5, 15). Платки и опоясания апостола Павла прикладывали к больным, и они получали исцеление (Деян. 19, 11-12).Наконец-то, неизгладимое впечатление производило на иудеев и язычников твердое исповедание христиан. Когда христиан приводили к правителю и то лаской, то обманом, то казнями принуждали отречься от Христа Спасителя, они шли на смерть спокойно и радостно, но от Господа не отрекались, как ныне отрекаются многие от веры правосланой (не только миряне, но и священники и архиереи) ради материальных соображений. Эта стойкость удивляла и умиляла сердца язычников и превращала их из мучителей в исповеднико Христовых.Вот те главные пути, которыми православная вера распространялась среди неверующего и враждебного ей мира. Таковы же средства  православных христиан и ныне, ибо с нами Тот же Христос Бог, Который «вчера и сегодня Тот же» (Евр. 13, 8) [64].

7. СИЛА СЛОВА — ОТ ВНУТРЕННЕГО УБЕЖДЕНИЯ ПРОИЗНОСЯЩЕГО
«Будь в чем-либо убежден ты сам, – говорим о христианских добродетелях, – и ты всегда сможешь хоть что-нибудь заронить в душу своего собеседника. Возможно, что он не обратит никакого внимания на твои слова, но слова истины, сказанные с силою, всегда обезоруживают, как проповедь Спасителя связала руки слуг первосвященника и фарисеев еврейских, посланных, чтобы схватить Господа: «Для чего вы не привели Его?» – спросили фарисеи. Служители отвечали: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин. 7:44-46). На этой внутренней силе истины и вдохновенном слове проповедников Христовой истины, в ней убежденных и горящих жалостью к людям, сидящим во тьме и сени смерти духовной, покоится преимущество христианской веры перед неверием. Ведь всякий невер еще может сознать свое заблуждение, кроме, конечно, нераскаянных и осатаневших (Ин. 8:44). И поэтому можно и дальше проповеднику христианской веры возвышать свой голос за истину всюду, пред каждым человеком; может быть, убедит он своего слушателя» [58].

__VIII. ФОРМЫ УЧАСТИЯ В МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.1. НУЖНО ЛИ ХОДИТЬ ПО КВАРТИРАМ С ПРОПОВЕДЬЮ?
«»Так, одно почтенное духовное лицо мне возражало: «Я с вами совершенно не согласен. По-вашему, следует, что священник, и даже епископ должен сам идти к этим грубым людям. Это значит навязываться, когда тебя вовсе не просят и даже не желают! Нет, я пойду к тем, кто меня сам пригласит!.. Стану я напрашиваться к этим насмешливым! Еще издеваться будут, а то и выгонят! Не желаю. Не я в них нуждаюсь, а они во мне. Вот пусть приедут за мною, попросят! Я поеду к ним!.. А самому идти унижаться, чуть ли не просить их, чтобы они меня приняли, не хочу! С какой стати я буду ронять свой духовный авторитет! Я вам советую: не ронять своего сана, а то вы готовы бежать за десятки верст и идти в хаты, когда вас о том вовсе не просят и, может быть, совсем не желают!..»Не знаю, как влияют на тебя, дорогой друг, такие речи, но в моей душе они вызывают тяжелое чувство… И так может говорить православный служитель Церкви Божией, апостол святой веры… Это — бессердечный человек, которому вовсе нет дела до души верующих! Для него как бы не существуют овцы его стада!.. Как они живут, как спасают свою душу, ему не интересно. Если среди них находятся хорошие, послушные, он охотно к ним пойдет, а к бедным, несчастным, заблудшим он не идет и почти… презирает их. И слышатся слова Спасителя: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 12-13). Нет у подобных пастырей именно сострадания, снисхождения, любви к людям… Таким путем не увеличишь числа верующих в своем приходе. Дай Господи, чтобы удержать тех, кто есть. Между тем назначение пастырей — апостольское. Не только утвердить верующих, но и поддержать слабых, привести к Богу и неверных. А без собственного вхождения к неверующим или колеблющимся, без жалости к ним ничего не успеешь… Ждать же, чтобы они сами пришли к нам, православным пастырям, — неразумно» [59].

2. СТОИТ ЛИ ТРАТИТЬ ВРЕМЯ НА ПРОПОВЕДЬ ЧЕРЕЗ ПЕЧАТЬ?
«А проповедование печатное тоже имеет значение – кто бы его ни написал, главное, чтобы православный проповедник. И самый скромный проповедник, с Божьей помощью, может сказать или напечатать глубокое и доброе слово» [60].

3. О ПОЖЕРТВОВАНИЯХ ДЛЯ ПРОПОВЕДНИКОВ
«И не только я, но и другие православные святители и пастыри и другие христианские проповедники святого православия немало утешаются пожертвованиями от добрых христиан. Господь, Праведный Судия, воздаст в день Страшного Суда Своего всем этим милостивцам богатою наградою. И мы все, по милости Божией являющиеся твердыми в святой вере, с любовью приемлем всякое даяние добрых людей и смотрим на всякую посылку как на некое благовонное курение, приятную Богу жертву. Благодарение Господу!» [61].

4. ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА МИССИЮ
«В деле спасения людей самое важное, конечно, истинная вера, которую несут людям служители Христовы. Но распространение и утверждение святой веры, между прочим, зависит и от материальных средств. И тот, кто усердно жертвует от своих щедрот в пользу Церкви Божией, тот явлется участником апостольских трудов, посланником Спасителя, споспешником истине (3 Ин.1,8)» [62].

Источники:

1. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 151

2. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 123

3. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 91

4. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 90

5. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 284

6. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 58

7. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 475

8. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 91

9. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 138

10. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том II, стр. 358

11. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том II, стр. 65

12. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том II, стр. 119

13. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 104

14. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том II, стр. 121

15. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 137

16. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Письма и статьи. Часть 80. В Защиту христианской веры. - Сайт "Азбука веры" - https://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagaluk/pisma-i-stati/80

17. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 466

18. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 337

19. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 384

20. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 41

21. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 138

22. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 141

23. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 148

24. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 48

25. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 64

26. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 28

27. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Письма и статьи. Часть 70. Над словом Божиим. - Сайт "Азбука веры" - https://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagaluk/pisma-i-stati/70

28. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Письма и статьи. Часть 80. В Защиту христианской веры. - Сайт "Азбука веры" - https://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagaluk/pisma-i-stati/80

29. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 139

30. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 302

31. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Письма и статьи. Часть 80. В Защиту христианской веры. - Сайт "Азбука веры" - https://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagaluk/pisma-i-stati/80

32. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 222

33. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том II, стр. 105

34. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 144

35. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 45

36. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 106

37. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 52

38. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Письма и статьи. Часть 80. В Защиту христианской веры. - Сайт "Азбука веры" - https://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagaluk/pisma-i-stati/80

39. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 108

40. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 352

41. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 353

42. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 434

43. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 286

44. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Письма и статьи. Часть 87. В защиту христианской веры/ Сайт "Азбука веры" - https://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagaluk/pisma-i-stati/87

45. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 147

46. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 104

47. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 497

48. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 495

49. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 501

50. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 113

51. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 221

52. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 453

53. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том II, стр. 93

54. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 493

55. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 480

56. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 220

57. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 348

58. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Письма и статьи. Часть 80. В Защиту христианской веры. - Сайт "Азбука веры" - https://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagaluk/pisma-i-stati/80

59. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 45

60. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том II, стр. 105

61. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 117

62. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том II, стр. 375

63. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том II, стр. 126

64. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Письма и статьи. Часть Часть 33. Сила христианской веры/ Сайт "Азбука веры" - https://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagaluk/pisma-i-stati/33

65. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том II, стр. 63

66. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Письма и статьи. Часть 70. Над словом Божиим. - Сайт "Азбука веры" - https://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagaluk/pisma-i-stati/70

67. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения:  2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том II, стр. 120
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *