Антоний Дулевич, миссионерский отдел
Искушения — это выход воина Христова на арену для очередного сражения. Время скорбей — это время практического применения знаний, получаемых в Евангелии и от святых отцов. Искусным можно стать лишь пройдя искушения. Так вот, нытьё и жалобы во время подобных сражений характеризуют христианина отнюдь не как воина. С каким настроением нужно встречать напасти, учит апостол Иаков: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак.1:2).
Слово апостола призывает к радости, при том, великой. Радость — это не только состояние души, это ещё и труд, ведь синоним слова «лень» — нерадение, слово с корнем «рад». Отсутствие труда ведет к отсутствию радости. В искушениях нужно трудиться, а не поддаваясь страстям печали (расстраиваться) и уныния (опускать руки). Ведь если воин выходит на противостояние с соперником с таким настроем, говорить о возможной победе не приходится.
Кто думает о себе, тот не рад таким сражениям, а выходящий воевать ради Военоначальника Христа думает о том, как преумножить Его славу. Ведь когда христианин выходит на арену искушений, за его боем наблюдают зрители — и Ангелы Божии и демоны, надеющиеся посмеяться или над тем, как христианин упадет, или над тем, как он будет пытаться убежать с поля боя. Так вот, желание каким-то образом обойти искушения — это и есть позорное и бесславное бегство с арены сражений. Поэтому святые учили просить не об избавлении от напастей, а об укреплении сил в терпении, дабы бегство от проблемы не оставило христианина бесплодным. Нытье и желание во чтобы то ни стало избежать искушения — это позор воина, который боится выйти на арену.
«Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор.4:16). Внешние напасти созидают внутреннее устроение христианина. Поэтому, наш Военачальник и устраивает нам участие в сражениях, чтобы мы стали сильнее, мужественнее и искуснее. Забывая о Его Промысле и заботе о нас, мы начинаем бояться искушений.
Всякое искушение и скорбь приносит христианину великую пользу и победу, когда он внутренне посвящает свою борьбу (попытку безропотно и с благодарностью терпеть неприятности) Христу и ради Него все это проходит: «Ради Твоей любви и Твоей славы я буду терпеть». Как учил преподобный Паисий Святогорец, когда дело в уме посвящается Христу, оно Им освящается. Этим не только Бог прославляется и посрамляется диавол, но и христианину даруется слава от Христа: «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор.4:17)
А, значит, время искушений при правильном подходе — святое и благодатное время. Время не уныния и поражений, а время побед и славы Христовой, сияющей в Его воинах через доблестное стояние на арене искушений.
Искушения — это некий экзамен на то, какие мы на самом деле воины Христовы. А к экзаменам надо готовиться заранее. Как говорил Иоанн Златоуст, «как скоро мы вовлечены в борьбу, то должны стоять мужественно; а если нет вызова к ней, то должны спокойно ожидать времени подвигов, чтобы показать себя и не тщеславными, и мужественными».