Антоний Дулевич, миссионерский отдел
Нередко мне задают вопрос: «зачем ходить приставать к людям на улицах и по квартирам, если они не настроены слушать? Ведь такая форма проповеди и вовсе может оттолкнуть людей от Церкви…» Если ответить кратко, то подобные формы проповеди (именно так и благовествовали святые апостолы) – это 1) дело исполнения заповеди Божией («идти и научить» — Мф. 28:20), это 2) дело милостыни к заблудшим, 3) дело спасение души миссионера и 4) дело приобретения миссионером вечной нетленной славы. Чтобы разобрать этот вопрос немного глубже, на него надо взглянуть через призму Священного Писания.
-
I. ПРОПОВЕДЬ ТЕМ, КТО НАС НЕ ЖДЁТ:
Конечно, когда речь идёт о прямой проповеди, то, с одной стороны, можно сказать, что заинтересовавшихся будет не так много, но, с другой – их не так уж и мало. Можем взять самую наихудшую статистику – к примеру, 99% встретившихся нам людей не изменят своей жизни после услышанной проповеди, а один – обратится ко Христу. Хотя, скажу по опыту, что реальная статистика гораздо более радужная. У противников прямой проповеди возник вопрос об эффективности: «зачем проповедывать, если для 99% это будет неинтересным?»
Почему большинство не откликаются на проповедь?
Да, действительно, большинство людей, к которым мы обращаемся с проповедью о Христе, не откликаются на проповедь. Но, почему? Потому, что «мы знаем, что мы от Бога и весь мир лежит во зле» (Ин.5:19). И дело тут не в том, где миссионер встретился с человеком, а в том, куда направлено сердце слушателя. -
От чего рождается ненависть к проповедникам?
Ненависть к проповедникам рождается вовсе не от того, что они подошли с проповедью не вовремя, а по иной причине: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15:19). По опыту скажу, что те, кому важна истина, откликаются, где бы и в какое бы время не произошла встреча миссионера с ними.
-
Много ли тех, кому важна истина?
Нет, в Евангелие сказано об обратном: «Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк.13:23-24). Господь говорит о широком и узком пути и о том, что Его стало – малое. Из этого вытекает следующий вопрос:
4.Нужно ли проповедывать там, где нас не будут слушать?
Евангелие повествует нам о том, что Господь посылал апостолов к тем, о ком знал, что они не примут проповедь: «Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие». (Лк 10:10). То есть, миссионер своим благовестием приближает Царствие Божие. Блаженный Феофилакт так комментирует эти евангельские строки: «Здесь спросит иной: как Господь говорит, что Царствие Божие приблизилось и к тем, кои принимают апостолов, и к тем, кои не принимают их? Нужно сказать, что Он нисколько не противоречит Себе. Ибо к тем, кои принимают апостолов, Царствие приближается с благодеяниями, а к тем, кои не принимают, с осуждением».
В молитве «Отче наш» в прошении «да придет Царствие Твое» мы просим о приближении Царствия Божия. Если христианин искренне просит об этом, то он и сам желает содействовать приближению Царствия Христова. А о том, что способствует его приближению, также повествуется в Евангелии: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф.24:14).
Продолжая отвечать на вопрос «зачем проповедывать, если нас не услышат?», можно вспомнить слова священномученика Онуфрия (Гагалюка): «Мы должны нести свет Христов всем людям. Как отнесутся к нам: с любовью или враждебно, — нас это не касается. Мы исполняем служение проповедников Христовых». Он же говорил: «Проповедники Христовы должны всегда возвещать лишь правду, не взирая на лице человеческое, а стараясь лишь о том, чтобы верно передать слова Божии. А какой результат выйдет от проповеди – сие благовестники отдают на милость Божию, молясь усердно Господу, да будет успешно их слово…»
-
Говорил ли Господь, что нужно идти только к тем, кто будет слушать?
Нет, так Господь не говорил. Напротив: «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков» (Лк.10:3). «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие ВСЕЙ твари» (Мк.16:15)
-
А не можем ли мы отпугнуть людей?
Слушают те, кому важна истина. Кто к ней расположен, того не отпугнуть: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк.10:16)
-
Может, для таких людей нужны другие формы проповеди?
Иногда говорят, что уличная миссия внешне смотрится ненормально (и от того, что так «делают сектанты» и вообще, так как-то не принято): ко мне на улице подошли люди и заговорили со мной о Боге, возвестив ему крестное слово. А вот святой апостол Павел учил, что именно юродство проповеди (живое крестное слово) выявляет тех, кто ищет истину: «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Кор.1:21)II. ТРИ ПРИЧИНЫ, ИЗ-ЗА КОТОРЫХ Я БОЮСЬ ИДТИ ПРОПОВЕДЫВАТЬ ТУДА, ГДЕ МЕНЯ НЕ ЖДУТ:
На самом деле, многие не желают (и я в том числе) идти проповедывать на улицы и по квартирам из-за трёх неудобств. Эти неудобства можно назвать лёгкими страданиями, которые сопутствуют проповеди там, где нас не ждут.
1.Неудобство и стыд
Многие противники прямой миссии говорят, что как-то неловко взять и подойти к человеку и заговорить с ним о Христе. Но, что тут неловкого? Неужели нам стыдно рассказать о Том, Кто нас создал, Кто умер за нас и воскрес? Да, как-то это неловко – скажу честно, так как знаю это по себе. И эта неловкость называется тщеславием. Лекарством от этого стыда могут быть слова Господа: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8:38) Ещё есть слова апостола Павла: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину» (Рим.1:16).
Именно прямая проповедь на уличной и квартирной миссии вскрывает страсть тщеславия, которую проповедник мог доселе не замечать у себя. Святой Иоанн Лествичник говорил, что все боязливые – тщеславны. Вот тут это особенно ярко подтверждается. Мне самому неловко подходить к людям, так как я сам заражен этой страстью, но, могу сказать, что самые ревностные миссионеры – люди простые и смиренные. Поэтому, находясь в этой простоте, они не стесняются подходить к людям и возвещать им истины о Христе. «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1Кор.1:26-27). Поэтому, не сама форма миссии блокирует желание идти к людям с благовестием, а страсть тщеславия. Cвятой апостол звал не стесняться носить поругание Христово на себе (Евр.13:13). «Так что и мы должны выйти вне стана, выйти и сделаться благовестником учения Его, и носить поругание Его» (преподобный Ефрем Сирин).
-
Злословие и поношение
Когда христианин становится на путь прямого миссионерства, он встаёт на путь злословий и поношений. Причём, злословие чаще всего постигает его от своих. Это неприятно. А ещё неприятно, когда на тебя распространяют клевету и те, кому ты проповедывал. Неприятно, когда тебя посылают куда подальше за то, что ты принёс благую весть кому-нибудь в дом. Всё это – не для изнеженных, поэтому, лучше и спокойнее – никуда не ходить, а назвать «миссионерством» проповедь в интернете или общение с невоцерковленными знакомыми…
-
Боль
Когда из 10 дверей, в которые ты постучал на квартирной миссии, 8 закрыли у тебя перед носом – в глубине сердца не даст покоя боль. Причем боль не о себе, а о людях, которые отвергают Христа и истину. Эта боль – чувство тоже крайне неприятное…Христос ходит по улицам и зовёт к Себе людей. Христос стучится в двери домов, чтобы преподнести заблудшим Своё слово. Господь терпит боль, когда Ему отвечают «нам это не надо». Господь терпит боль, когда перед Ним закрывают двери своих квартир и сердец. Христос идёт и терпит боль. А я сижу в тёплой квартире, не желая идти вместе с Ним, не желая соучаствовать в Его страданиях. Мне не хочется испытывать неудобности и неловкости, я не хочу побороть собственный страх, живущий во мне по причине моего тщеславия и отсутствия простоты. А апостол говорил: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его» (Кол.1:24). Христос как бы продолжает страдать за людей, но уже через страдания Своих благовестников. И возвещающие Его слово становятся сопричастниками Его боли и страданий. Ведь Он Сам сказал: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10:16). А я не хочу быть соучастником скорбей Христовых. Мне и так хорошо самому по себе спасаться. Зачем мне себя ломать и напрягать?
Вывод: Квартирная и уличная миссия вскрывают тайные для христианина страсти и показывают, насколько он желает следовать за Христом. Именно в прямой проповеди там, где нас не ждут, миссионер учится преодолевать тщеславие, учится терпеть, смиряться и переносить злословие вместе со Христом.
Эти три вида неприятности, которые встречаются на квартирной и уличной миссии – своего рода страдания. Но, если миссионер трудится сугубо ради Христа, то эти страдания становятся лёгкими. Почему? Потому, что если мы проповедуем Христа – то эти страдания Он берёт на Себя: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк.10:16). «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:30). Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) толкует это слова: «Легко и чрезвычайно легко. А почему легко? Почему легко идти за Ним по тернистому пути? Потому что будешь идти не один, выбиваясь из сил, а будет тебе сопутствовать Сам Христос, потому что Его безмерная благодать укрепляет силы, когда изнываешь под игом Его, под бременем Его; потому что Он Сам будет поддерживать это бремя, этот крест».
Но, если христианин избегает лёгких страданий, которые сопутствуют делу прославления нашего Господа, то, как он будет переносить тяжёлые скорби, встречающиеся на его пути?ЧТО ДАЮТ МНЕ ЭТИ ЛЁГКИЕ СТРАДАНИЯ?
Как мы сказали, данные страдания – лёгкие. Они временные, но их величайшую пользу сложно выразить словами.
-
Христово исповедание — от преодоления неудобства и стыда
Мы вспоминали, что будет с теми, кто постыдится Христа, поэтому, нужно вспомнить и об обратном: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:32). Что такое исповедание Христа, поясняет святитель Феофан Затворник: «Трудно ли исповедать Господа? Никакого нет труда. Какой труд сказать, когда требуется, что Господь наш Иисус Христос есть Единородный Сын Божий и Бог, Который ради нас пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, погребен, воскрес в третий день, восшел на Небеса, и сидит одесную Бога Отца, и опять придет судить живых и мертвых; что Он послал Духа Святого на святых апостолов, силою Его устроивших на земле Святую Церковь, которая, научая истине и освящая Таинствами, правильным путем ведет всех верных чад своих в Царство Небесное? Все это мы повторяем всякий раз, когда слышим и читаем Символ веры». Всё это миссионеры и возвещают на улицах, площадях, рынках и в подъездах. Святой Феофан говорит, что слова Господа непреложны: «Ты исповедуешь Его Богом и Спасителем перед людьми, а Он перед Богом Отцом исповедует, что ты верный Его последователь и исповедник».Неужели, мало желающих стать исповедниками Христа и сподобиться великой чести быть исповеданным Христом перед Богом Отцом?
-
Стяжание Духа Божиего и блаженства – за терпение злословия и поношений:
«Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас» (1Петр.4:14). Почивание Духа Божия! Что ещё может искать православный христианин? Преподобный Серафим Саровский учил, что цель христианской жизни – стяжание благодати Святого Духа. И прямая проповедь заблудшим людям в этом деле сильно помогает, благодаря сопутствующим поношениям. Также за поношения за имя Христово Господь обещал великую награду на небесах:»Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф.5:11-12).Верим ли мы словам Христа и апостола Петра? Желаем ли мы стяжания Духа Божия и великой награды на небесах? Если да, то живая проповедь тем, кто нас не ждёт, это самый быстрый путь к этому. На, а если не поругают и не будут злословить, а примут нашу весть, то и тут мы лишь обрадуемся! А, может быть, мы просто не верим Евангелию и обещанным наградам за претерпевание мелких неприятностей за имя Христово?
-
Блаженство, радость, утешение – за боль о заблудших:
Христос плакал о заблудившихся, входя в Иерусалим: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем» (Лк.19:41). Когда мы испытываем боль на прямую проповеди, встречая отворачивающихся от истины людей, через эту боль мы становимся сопричастными боли Христа. Сердце миссионера очищается этой болью. Терпение третьего лёгкого страдания рождает радость: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин.16:20), «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4). Когда Христос изгнал бесов из двух гадаринцев, местные жители прогнали Его. А Он в ответ молча ушёл. И миссионер, когда молча претерпевает отказ от слушания слова Господа, становится сопричастным Христу и чувствует Его близость. А что ещё нужно христианину, как не близость с Его Спасителем?
-
VI. ЛЕГКИЕ СТРАДАНИЯ ЗА ХРИСТА ВЕДУТ К ВЕЧНОЙ СЛАВЕ
Приведенные выше неприятности, сопутствующие квартирной и уличной миссии, не только научают христианина смело идти за Христом, надеяться на Него и страдать вместе с Ним, но и вовсе, оборачиваются в вечную славу!
«Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор.4:17). Хотя, злословие и неудобство не так уж смертельны, но, может, не так прост всё это претерпеть, но: «…думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8:18).
Искренне проповедуя Христа, миссионер прославляет Господа и на нём сбудется слово: «Я прославлю прославляющих Меня» (1Царств.2:30).
Вот такие перспективы открывает искреннее участие в живой прямой проповеди. Такие ожидают такие великие награды, но боязнь временных трудностей убивает желание трудиться на этом поприще. Преподобный Исаак Сирин как-то сказал: «»Посему должно в точности знать, что если человек не возненавидит жизни своей в мире, по причине вожделения жизни будущей и блаженной, то не может вполне перенести всякого рода скорбей и печалей, постигающих его каждый час» (Слова Подвижнические. 21).
-
VI. ПРОПОВЕДЬ – ДЕЛО МОЕГО СПАСЕНИЯ
Исповедание Христа словами необходимо мне для собственного спасения:
«Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:10). Блаженный Феофилакт так комментирует этот стих: «Сердце имеет нужду в устах. Ибо что пользы веровать в душе и не исповедывать пред людьми? Хотя вера оправдывает в уме, но совершенное спасение зависит от исповедания; ибо тогда вера сияет и многих пользует» -
Проповедь тем, кто не стал слушать — во спасение души миссионера:
«Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою» (Иез. 3:19) -
Проповедь тем, кто обратился — во спасение души миссионера:
«Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:20).
Вывод: проповедь 99-ти не услышавшим приносит самому миссионеру одинаковую пользу и награду, также, как проповедь одному обратившемуся. Дело обращения — сугубая прерогатива Бога, а миссионер совершает своё спасение и получает награду по мере трудов и терпения страданий.
Ещё святитель Иоанн Златоуст связывал заботу о спасении ближнего со спасением заботящегося: «Так и мы должны заботиться не только о своем спасении (но и о спасении ближних), иначе сами не получим спасения». Святитель Димитрий Ростовский также наставлял о том, что «не заботящийся же о спасении ближнего не любит его как самого себя и не имеет истинной любви к Богу».
VII. ЧЕРЕЗ ОБРАЩЕНИЕ ОДНОГО ИЗ СТА ГОСПОДЬ СТИРАЕТ БОЛЬ
Кто-нибудь скажет, что на словах всё так, а вот, на деле тяжело не сломаться, когда не видишь плодов от собственного делания. Но, милостивый Господь и тут не оставляет Своих служителей. Даже если вернуться к примеру выдуманной пессимистичной статистики «девяносто девяти к одному», то, и здесь мы увидим следующее. Не видя плодов своей проповеди, миссионер терпит скорбь, печалится. И это может продолжаться месяцами. Но, стоит ему увидеть, как услышавший его слово стал христианином, вся та многомесячная боль стирает радостью об обратившемся! Воистину сбываются слова: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин 16:21). Миссионер забывает о десятках закрытых перед ним дверей и радуется о том, кто открыл перед ним дверь своей квартиры, а перед Христом — дверь своего сердца.
Насколько же щедр Господь, что не только даёт обетование вечной славы, но уже и здесь дарит немалое утешение, укрепляющее на крестном пути служения Христу! Всё это можно реально проверить на практике, без которой все теории о том, что подобные (апостольские) формы проповеди «не эффективны» не больше, чем просто слова, или просто самооправдание.
VIII. КТО МОЖЕТ В ЭТОМ УЧАСТВОВАТЬ?
Когда у противников уличной и квартирной миссии заканчиваются аргументы в пользы того, что подобными формами миссионерской деятельности заниматься не нужно, они иногда говорят, что делать это должны какие-нибудь богословы, или только священнослужители. Отвечу на это возражения словами святых: «Да, всякий убежденный христианин имеет большое значение в деле распространения святой веры: только требуется, чтобы он был православным, действительно смиренным, кротким, послушным Церкви Божией» – писал священномученик Онуфрий (Гагалюк). Он же говорил: «И нам нужно всем – не только пастырям, но и всем верующим христианам – говорить немолчно о святой вере нашей и жизни христианской всем неверующим и развращенным. Пусть слабы и убоги будут наши речи, но говорить нужно, ибо истина сама за себя постоит. А у нас, православных, истина Христова, и ее нет в другом месте в такой чистоте, как у нас».
Святитель Иоанн Златоуст: «Итак, когда ты увидишь кого-нибудь, нуждающегося в душевном или телесном врачевании, то не говори себе: почему такой-то или такой-то не позаботился о нем? или: я мирянин, у меня жена и дети; это дело священников, дело монахов. Скажи мне: если ты найдешь где-нибудь золотую монету, разве ты говоришь: почему такой-то или такой-то не поднял ее? Отнюдь нет; напротив, спешишь раньше других схватить её. Так рассуждай и о павших братьях, и считай попечение о них как бы найденным сокровищем».
Толкование блаженного Феофилакта Болгарского на слова «соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее» (Лк.14:31): «Ученик Христов должен быть «солью», то есть должен быть не только сам в себе добр и непричастен злобе, но и другим сообщать доброту. Ибо такова соль. Она, сама оставаясь неповрежденной и свободной от гниения, предохраняет от гниения и другое, чему передает это свойство. Но если соль потеряет свою природную силу, она не бывает ни на что полезна, не годится ни в землю, ни в навоз. Слова сии имеют такой смысл: Я желаю, чтоб всякий христианин был полезен и силен назидать, не только тот, кому вверено дарование учительства, каковы были апостолы, учители и пастыри, но Я требую, чтоб и сами миряне были плодоносны и полезны для ближних. Если же имеющий служить на пользу другим сам будет негоден и выйдет из состояния, приличного христианину, то он не в состоянии будет ни принести пользы, ни получить пользы. «Ни в землю, — сказано, — ни в навоз не годится».
IХ. ИТОГ
Прямая проповедь Христа в тех местах, где нас не ждут (квартирная и уличная миссия) – это:
— исполнение Заповеди Христовой (Мф.28:20);
— подражание Христу и апостолам (Господь мог не ходить по Палестине, но Сам смиренно этим занимался и посылал на то же Своих учеников);
— школа терпения, школа борьбы с тщеславием, школа преодоления ложного стыда;
— соучастие в боли Христа;
— краткий путь к стяжанию Духа Божия, блаженства и радости (1Петр.4:14);
— дело спасения собственной души (Иез.3:19), (Иак.5:20);
— исповедание Христа (Мф.10:32);
— лёгкие страдание, ведущие к вечной славе (2Кор.4:17), (Рим.8:18);
— дело прославление Бога и обретения нетленной славы (1Царств.2:30).
Сам вопрос «зачем проповедывать тем, кто нас не слушает?» имеет ложное основание, будто бы цель миссионерского служения – это приведение людей к Богу. Но, нет. Цель миссионерского служения – личное приближение ко Христу через исполнения Его заповеди. Если более кратко, то цель миссионера – Сам Христос. А обращенные люди – это дело Самого Господа, и миссионер не претендует, чтобы кого-нибудь «обратить», так как только Сам Бог может обратить грешника на путь истины.
Итак, «Выйдем за стан, нося Его поругание» (Евр.13:13)
В тему:
1. Ответ святителя Иоанна Златоуста на 13 возражений противников миссионерской деятельности — https://clck.ru/EWFQR
2.Миссия и страх — https://clck.ru/EbHA7
3. Квартирная миссия — дело православных — https://vk.com/video71018587_456239046
4. Уличная миссия в свете Евангелия — https://clck.ru/EHUSn
5. Методичка по миссионерской деятельности на основе слов священномученика Онуфрия (Гагалюка) — https://clck.ru/DDrVq
6. 33 цитаты о миссии священномученика Онуфрия (Гагалюка) — https://clck.ru/DDreX
7. Говорил ли преподобный Серафим Саровский «спасайся сам»? https://clck.ru/EbHFJ
8. Плоды детской уличной проповеди — https://clck.ru/EbHHj
9. Незаметная цель миссионерского служения — https://clck.ru/EbHLi
10. О настоящей миссии https://clck.ru/EbgcH
11. «Выйдем за стан, нося Его поругание» (в защиту уличной и квартирной миссии) https://clck.ru/EjDUj
12. Миссионерская видеометодичка по св.ап.Павлу: «Миссия — это страдания» — https://clck.ru/GHJuk
#Православие #Христос #
Миссия #Проповедь #Евангелие