Духовный автомобиль

ауаауЕсть люди, называющиеся христианами, но в устройстве автомобиля разбирающиеся лучше, чем в духовной жизни. Возможно, таковым было бы полезны данные размышления. Они построены на примере святителя Тихона Задонского, который рассматривая вещи видимые, проводил параллели с миром духовным, научая нас воспринимать окружающее духовно. Так вот, устройство автомобиля в чем-то отдалено может напоминать о духовной жизни христианина…

 Чтобы нам попасть в намеченный пункт, а для нас таковым является город Небесный Иерусалим, нужно не стоять на месте, а ехать.
Нельзя садиться за руль, не зная правил дорожного движения. Также невозможно стремиться к святости, не зная и не соблюдая Заповедей Божиих.
 Внешне автомобиль бывает не совсем эстетичным, но это не главное.  Самое важное, чтобы человек, находящийся в салоне, доехал до пункта назначения в целости и сохранности. Так и христианской жизни: главное – не внешность человека, а его бессмертная душа.
Автомобиль не только не поедет, но может даже и не завестись, если бак будет пустым из-за отсутствия бензина. Также и в христианской жизни ни одного шага нельзя совершить без Божественной благодати. «Без Меня не можете творить ничего», — говорит Господь. Нужно помнить, что ни одного доброго дела мы не можем совершить своими силами. И когда мы полагаемся на себя, то, в итоге перегораем и бросаем доброделание.
Чтобы машина по дороге не сломалась, у неё должна быть отлажена работа двигателя. Двигателем всех наших дел должна быть любовь. Если у человека её мало, то мотор начинает барахлить и доедет ли машина до назначенного пункта – это уже вопрос.
  Как для работы двигателя необходимо машинное масло, так и для пребывании в любви нужна правильная вера. Масло желательно почаще проверять, заглядывая под капот. Так и христианин должен постоянно проверять свою веру в соответствии с православными догматами. Ибо никак невозможно находиться в любви, имея неправильные знания о Боге и о вере. Как учил святитель Феофан Затворник, хорошо перечитывать Катехизис раз в год, проверяя себя.
Неисправность тормозов может привезти к серьезной аварии: в какой-то момент авто может просто не остановиться. В духовной жизни тоже нужны своего рода тормоза – смиренномудрие. Имея его, человек сможет остановить себя,  уступить другому. Святой Авва Дорофей говорит, что смиренномудрие имеет тот, кто на всякое грубое слово и укорение отвечает «прости». Таким же образом и на перекрестке не так важно, что виновата машина, которая вылетела на нас на «красный» – важно, что мы должны нажать на тормоза, чтобы в него не врезаться, ибо аварией его ошибку не исправить.
 Водитель обязательно должен быть пристегнут ремнем безопасности. Ремень некоторым образом ограничивает свободу действий и защищает при резких остановках. Христианин же, ограничивает свободу своих движений воздержанием, которое способствует тому, чтобы обезопасить его при искушениях.
 Автомобиль оснащен зеркалами. В них водитель наблюдает за дорожным движением, стараясь никому не помешать, никого не подрезать. Также и православный человек должен быть осторожен со своими ближними: стараться никого не обидеть, ни словом, ни делом. Никого не соблазнить. Если водитель идет на обгон, предварительно не посмотрев в зеркала, то он может создать аварийную ситуацию.
Мы должны быть внимательны к окружающим нас и к себе. Без внимательности на дороге сложно избежать аварии, как и христианину без трезвения сложно не столкнуться с грехом.
Естественно, что ездить нужно с закрытыми дверями. Вот и сердце христианина, когда он держит путь на свою Родину, в Небесный Иерусалим, должно быть закрыто от внешнего мiра. Да, порой, приходиться приоткрывать окно, когда душновато, но это говорит лишь о том, что от мiра мы должны брать лишь самое необходимое, чтобы не забыть то, куда мы должны направляться.
 Современные правила дорожного движения предписывают езду с включенными фарами и в сумерки и в дневное время. И христианин во всякое время, по слову Господа, должен быть светильником. Примером для других. Нам полезно помнить, что на нашу жизнь смотрят язычники. И оценивая её, они дают оценку нашей вере. Поэтому, если христианин ленится жить благочестиво, он должен помнить, что находится под взором внешнего мира. И от того, как мы ведем себя, зависит, прославим ли мы Бога или нет.
  Когда идет сильный ливень, водителю приходится включать дворники, чтобы не потерять видимость дороги. Когда христианин впадает в уныние от того, что что-то не получается, и начинает плакать, то нужно всегда иметь надежду на Бога, которая сметает слезы плача не по Богу.
  Автомобиль имеет четыре колеса как четыре точки опоры. Также и у христианина в духовной жизни есть четыре точки опоры.
1) Молитва. Как учил святитель Григорий Богослов, молитва – это главное дело жизни, а все остальное второстепенное. Святой Феофан Затворник писал, что когда молитва есть – у человека есть всё, а когда её нет, у него нет ничего.
2) Таинства. Второе колесо, или вторая точка опоры – жизнь в священнодействиях, в которых тайным для нас образом участвует Бог.
3) Духовное чтение. Святые,  — это наши инструкторы, обучающие нас правильному вождению. Они добрались до конечной точки маршрута – Царствия Божия. Поэтому, их советы о том, как нам вести свой духовный автомобиль, для нас должны быть бесценны.
4) Дела милосердия. Мы направляемся туда, где не милосердных нет. «Без милосердия, -говорит Златоуст, -нельзя войти в Царствие Небесное, и мы отойдем в огонь вечный, если у нас не будет доставать хоть одной этой добродетели. Один прихожанин, ехавший в несколько тысяч километров в Туву на машине, рассказывал, что всех, кто «голосовал» на дороге, он довозил до нужного места. Но, один раз он проехал мимо просящего подвезти. Через 100 метров у него лопнуло колесо! Вот и связь с колесами!
 Если хотя бы в одной из этих точек опор у христианина есть недостаток, то одно из четырех колес будет приспущено. Ехать так крайне опасно. Если же, у христианина что-то одно из четырех отсутствует, то его духовный автомобиль дальше не поедет, так как движение на трех колесах невозможно.
    В России с дорогами всегда проблемы. Иногда без помощи буксира никак. Так и христианин просит помощи у святых, который буксируют его духовный автомобиль.
 И как автолюбители бережно проверяют свой автомобиль, чтобы он не подводил, так и христианин должен проверять свою духовную жизнь. И если вдруг обнаруживаются какие-то неполадки, нужно их срочно устранять. Без масла испортится двигатель – без правильной веры пропадет любовь. Без тормозов и ремней безопасности не миновать трагедии – без смиренномудрия и трезвения не избежать греха. И как должны быть накачены четыре колеса, так и христианин должен жить молитвой, участие в Таинствах, духовным чтением и делами милосердия.
  Газу.
Антоний Дулевич, миссионерский отдел Кызыльской епархии

Один комментарий к “Духовный автомобиль

  1. Путь водителя!
    Ездить/жить по Правилам или свобода? Водитель и штурман, кто мы в этой жизни? Вот о чем вспомнилось, что-то навеяло, и вот что получилось. Ведь наша жизнь очень похожа на поездку в авто. Вот только права дали всем живущим и машины тоже, дали просто так, но, наверно, для чего-то?! Наверно надо куда-то доехать!?
    ПЕРВЫЕ ШАГИ. Получается, что сначала нас учат «в»одители, которые уже умеют ездить/жить, мы начинаем потихоньку изучать машину, как дверь открыть, как бензин залить, как колеса накачать. Некоторым очень сильно помогают сердобольные водители, в результате «чайники» могут далеко не все, т.к. они только смотрели, как им колеса меняли или чистили салон или… Нет, ну как включать поворотники они знают, но иногда почему-то забывают про них. А далее все сразу выезжают на шоссе и погнали. И тут все и опытные и не опытные, и подготовленные и не очень, на крутых тачках и на обычных, в общем все.
    ПРАВИЛА. Если бы правил не было, то, наверно некоторые бы даже и не выехали на шоссе, а если бы и выехали, то кто-нибудь на грузовике мог бы легко его вернуть обратно, дав понять, кто прав по «закону джунглей». Но Правила написаны для всех и тут уже зависит от каждого, соблюдать или нет.
    ОПЫТ. Далее чайники начинают «набивать шишки», то столбик поправят, то соседу по парковке дверку… Приобретение опыта, да и собственно вся поездка, должна быть оплачена, за все приходится платить. Зачастую, чем больше желаемое, тем больше счет к оплате. Поэтому появляются те, которые ездят на обычных дисках и не страдают (они не зависят от внешности), в отличии от тех, которые всенепременно хотят поставить литые диски и начинают по этому поводу страдать. И чтобы уменьшить страдания, берут кредит или …, добиваясь своего — ставят литые, и теперь уже страдают от кредита или от… И т.д., продолжая наворачивать то, что дано во временное пользование. Конечно, было бы более практично и полезно совершенствовать навыки вождения в разных условиях, т.к. в жизни, как и на дороге полно сюрпризов. Поэтому некоторые тратят время и деньги на различные курсы, тут тоже важно с разумением подойти, ведь не все курсы могут пригодиться, а некоторые даже ухудшают навыки вождения. Ну научился ты кататься на скейте, а ездить то придется на авто, но время и деньги уже потрачены.
    ЗНАКИ. Те, кто выучил все Правила и знаки, скорее всего, проедут дальше и без «приключений», и без создания лишних проблем остальным участникам движения, хотя бывают и исключения. Иногда знать и применять не всегда равнозначно, тогда тут срабатывает «поездка должна быть оплачена». Грубое нарушение может привести к увеличению стоимости поездки, включая, например, стоимость восстановления авто или оплата утилизации. Всё-таки знаки призваны помогать и пользы от них больше, чем от их отсутствия. Главное их увидеть, особенно самые важные, среди множества!
    КОНТРОЛЬ. Наша поездка всегда под контролем, ее многие контролируют… Но некоторые наивно предполагают, что это не так, и все движется куда угодно и как угодно. Когда мы нарушаем ПРАВИЛА появляется страж порядка и нас штрафует, конечно мы редко бываем ему за это благодарны, но… Когда на нас «наезжает грузовик», мы обращаемся к тому же стражу порядка, ища справедливости. Иногда мы нарушаем и нас не штрафуют, и мы рады, а иногда наши неоднократные нарушения приводят к более тяжелым последствиям. И в этот момент мы часто виним всех и вся, спрашиваем – за что?, но за собой вины не чувствуем, а ведь мы просто нарушили Правила, иногда, даже не зная о них. Хотя Правила известны многим и их ни от кого не скрывают.
    Иногда мы не следим за авто должным образом, а ОНИ следят, поэтому иногда мы не проходим тех.осмотр, иногда ездим на ремонт, подливаем нужные жидкости, причем каждую в свою систему и тут тоже важно не перепутать, что и куда лить. А есть и такие жидкости (и прочие гадости), которые лучше бы вообще не заливать, а то с автосервиса «не вылезешь».
    ВОДИТЕЛЬ И ШТУРМАН. Так создан Мир, кто-то водитель, а кто-то штурман, да, они могут меняться местами, но каждый знает, что он в этом Мире должен занимать свое предназначенное ему место и выполнять свои функции. Именно на своем месте каждый принесет больше пользы, нежели чем на чужом. Настоящий водитель отвечает не только за себя, но и за всех, кто едет с ним, и он себе не может позволить бездумные поступки, они очень дорого обходятся и не только ему. Штурман — главный помощник в дороге, от штурмана очень многое зависит, на сколько сложен будет маршрут и сколько неизвестных поворотов он будет содержать. Важно, чтобы водитель и штурман имели одну цель и маршрут, и имели бы правильные ориентиры. Именно ответственный водитель предлагает сначала оформить и документально зафиксировать создание нового экипажа, в котором у каждого прописаны их роли, права и обязанности. Иначе каждый раз придется объяснять, кто мы, и что мы, и почему мы вместе.
    ЭКИПАЖ. У ответственных водителя и штурмана может даже сформироваться идеальный экипаж, появляются маленькие водители и штурманы, которые учатся как надо управлять такой не простой машиной на таком сложном участке дороги и прочим навыкам. Именно у водителя под рукой нужные «рычаги», если водитель заботится о своем экипаже, то он не впустит к.л. пассажира, который не очень желателен в данном авто, но может впустить попутчика. Водитель может открыть окно и впустить пронизывающий ветер в салон, но если он заботится о экипаже, то он этого не сделает, он найдет другое решение. И еще важный момент, на какую волну настроен приемник в авто, ведь тут управление осуществляется как водителем, так и штурманом. Если настроена правильная волна с самого начала поездки, то и поездка для всех будет в радость. О идеальном экипаже можно писать много и красиво, вот только к сожалению сейчас таких не много.
    Все больше одиноких водителей. Все чаще роль штурмана выполняет навигатор, что-то суррогатное, поэтому иногда он приводит не туда и даже не извиняется. На приемнике тоже волны «скачут». Иногда из приемника водитель слышит – езжай один, покатайся для себя, или говорят о каком-то другом штурмане, что более опытный…, но более опытный и завозит только туда, где был получен опыт. Да, и водитель, и штурман могут проехать какой-то путь сами, без помощи друг друга. Иногда, ища другого водителя или штурмана, некоторые сбиваются с пути, блуждают, встретились, покатались каждый для себя, разъехались, а движения в нужном направлении не было, скорее даже, просто скатились назад, да проблем лишних приобрели. Лишние переживания – на мне все ездят, в салон наплевали, за собой не убрали, а обещали стать одной командой…
    Некоторые думают, что важно какая машина, но и тут может быть проблема в том, что и хорошей машиной можно плохо управлять и заехать на ней в такую грязь, что придется эвакуатор вызывать. И это в лучшем случае, а то и такое бывает, что приходится своё авто потом в сервис отдавать на несколько недель, а потом еще и ездить на, не совсем восстановленном, авто.
    ЦЕЛЬ И МАРШРУТ. Зачастую мы видим не дальше света фар. Так как же выбрать правильный путь, какова конечная цель пути, куда надо приехать? Кто это все объяснит? А если мы едем в туннеле с искусственным светом, с украшенными стенами и потолком, как понять, что есть настоящий Мир, а что суррогат? Что такое настоящая любовь?
    Одно понятно, что есть правила, знаки, которые призваны помочь в этом. Но и тут надо и водителю и штурману быть очень внимательными, т.к. иногда появляются очень похожие на нужные знаки, другие, которые могут завести не туда.
    Так же может помочь и приемник, если он настроен на правильную волну, там могут рассказывать о том, кто уже доехал, как он этого достиг и какой дорогой двигался или о тех, кто в правильном направлении движется.
    Очень важно найти и придерживаться колонны, которая едет в нужном направлении, главное не ошибиться направлением, т.к. колонн сейчас много.
    Можно предположить, что правильная колонна едет к Свету, к настоящему, истинному, туда, где Источник Света, где начинается другая поездка, но которую мы уже не выбираем. Кто-то едет в противоположную сторону, и после многих поломок, ремонтов, блужданий, приезжали к Источнику Света, ведь Земля круглая, и в этом не их заслуга.
    Периодически по дороге приходится пересекаться с теми, которые едут перпендикулярно движению к Свету. Они очень часто в последнее время начинают говорить о том, что вы едете не туда и не по тем правилам, сбивают кого-то с пути, уводят за собой… Они утверждают, что Источника Света нет, т.к. они Его не видели и прочие доводы, которые для кого-то являются аргументом. Но, как они могут приводить такие аргументы, если они даже не едут в сторону Источника, сидя в подвале можно предположить, что снаружи ни чего нет. Да и путь перпендикулярный не очень понятен, что за правила действуют там, если они их то и дело меняют, с их пути многие свернули, а те кто едут, не знают куда едут и какая цель поездки, поэтому на этом пути гораздо больше тех, кто добровольно отказался от бессмысленной поездки или сильно ускорился и … Надо ли говорить о том, что на этом пути гораздо больше хамства, грабежа, пьянства, разврата…ведь во тьме многое не увидишь, то что на свету сразу «бросается в глаза». Но при всем при этом они устанавливают какие-то странные законы, матери разрешено законом убить свое дитя во чреве, а душегубца сажают на пожизненный срок, какие-то новые правила, которые поддерживают не все, но проходит время и это становится нормой, например, в некоторых местах водитель и штурман могут быть одного пола. Этот путь пытаются украсить всевозможными искусственными цветами, деревьями, пальмами…, попрыскать освежителями, снабдить всех и вся всевозможными гаджетами, девайсами и прочим искусственным интеллектом. Поэтому участники этого пути живут в виртуальном мире, который сами себе придумали, но, к сожалению, тяжело и больно падать из виртуального в реальный Мир.
    Многие не хотят ехать в сторону Источника Света еще и потому, что это более трудный путь (трудно решится встать на него), здесь и правила чуть более строгие и на этом пути придется чаще трудиться. Например, придется чаще мыть свое авто, а так же проявлять уважение и быть доброжелательным по отношению ко всем участникам движения. Конечно, не у всех это получается делать хорошо и правильно, но если хотеть и стараться, то все получится, тем более что есть особые помощники. В этой колонне больше вероятность того, что при поломке авто, тебя не бросят на обочине, помогут отремонтировать или «возьмут на буксир». Здесь не будут гудеть новичку, а постараются помочь, научить. Здесь многие понимают, что каждый зависит друг от друга, и если кто-то нарушает правила, то авария может стать причиной остановки для всей колонны.
    «И КАЖДЫЙ, КТО ПОМОГАЕТ БЛИЖНЕМУ, ЗНАЕТ, КАКАЯ РАДОСТЬ НАСТУПАЕТ В ДУШЕ ОТ СОВЕРШЕНИЯ ДОБРЫХ ДЕЛ, ОТ ТОГО, ЧТО В СЕРДЦЕ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ.»
    У нас всегда есть выбор, какой дорогой поехать, соблюдать правила или нет, а главное, что каждый сам может сделать правильный выбор и СОВЕСТЬ ему в этом поможет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *