Два неверия: доброе и злочестивое

Антоний Дулевич, миссионерский отдел
Апостол Фома промыслительно не был с апостолами в поздний воскресный вечер, когда им явился Воскресший Господь. Через неделю он уже сам созерцал Христа. Можно ли обвинить апостола в его неверии, когда он сказал апостолам «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25)?

Для объективности стоит вспомнить слова из 24-й главы Евангелия от Луки: «Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?» (Лк. 24:41). Апостолы, собранные вместе, даже лично увидев Христа не поверили! Они не поверили, когда до этого одна за другой ранним воскресным утром к ним приходили с благовестием жены-мироносицы. Они не поверили, когда с личным свидетельством вернулся сам апостол Петр! И тут, даже видя Самого Христа они «ещё не верили». А почему они не верили? Причина их неверия — радость: «они от радости еще не верили» (Лк. 24:41). И это вполне объяснимо. У одной моей знакомой врачи констатировали бесплодие, невозможность иметь детей. Когда после обращения к Богу она чудесным образом забеременела, то её близкие не могли в это поверить! И сама мать в таком положении не верит своему счастья от переполненности несказанной радостью. Многие, считая себя недостойными посещения Божиего, от радости не верят в то, что Господь явил им ту, или иную милость.

Так вот, если апостолы, наяву увидевшие Воскресшего, от радости не поверили, стоит ли упрекать апостола Фому, который мог положиться только на свидетельства? Церковь в стихирах Антипасхи называет неверие Фомы «добрым». Как пишет священномученик Онуфрий (Гагалюк), «Апостол Фома потому не верил, что весьма велика для него была эта радостная весть о воскресении Спасителя. Неужели это правда, что Спаситель воскрес?» 

Какую же благодарность мы должны иметь к апостолу Фоме, который первый столь четко провозвестил Христа Богом? Доброе неверие апостола Фому родило исповедование, которого ещё никто так явно не произносил. Да, апостол Петр назвал Христа «Сыном Божиим», но, к примеру, «свидетелями Иеговы», ложно учащими о Христе, эта цитата используется часто. А вот слова апостола Фомы «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28) они предпочитают не вспоминать. Как ярко выражается святитель Иоанн Златоуст, неверие Фомы стало матерью нашей веры.

Апостол видел Христа и услышал от Него: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20:29). Это применимо не только ко всем поколениям учеников апостолов, но, как мне кажется и вот ещё к чему. Мы читаем Евангелие и исполнение некоторых слов Христа, пророков и апостолов мы четко видим в своей жизни. А есть и такие слова, исполнения которых мы не видели. К примеру, слова Господа «И пойдут сии в муку вечную» (Мф.25:46). Мы вечных мук не видели, но, если мы поверим слову Христа без его исполнения на своем на личном опыте, то, мы — блаженны. Но, это, так, к слову.

Второй вид неверия — злочестивое. Это неверие обратно словам Христа «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). Христа окончательно решили убить именно после воскресения Им Лазаря. Только вдуматься, насколько были помрачены сердца этих заговорщиков! Увидев дивное чудо Вернувшего жизнь, они вместо удивления и восхваления Господа хотят убить Его.

Чистые сердцем Бога узрели — Воскресший Господь явился более, нежели пятистам Своих последователей. Но почему Христос не явился Каиафе и другим ненавистиникам истины? Потому, что нечистые сердцем не узрят Бога. Раз их сердце и ум был помрачено после воскрешения Лазаря, то ничего не изменилось, если бы Господь и явился по Своем Воскресении и им. Наш Господь благ. Если бы была хоть малая польза для фарисеев, садукеев и книжников, то Воскресший явился бы им. Но, его непоявление перед ними — это, возможно, одно из самых ярких обличения их неверия. Это неверие — следствие помрачения сердца, но, не радости, обуревавшей святых апостолов.

Хочется похвалить святого апостола Фому вместе со святителем Иоанном Златоустом: «Держись, Фома, держись в этом добром неверии! Держись твердо, пока не утвердишься на камне веры; оставайся при таком своем желании, пока не увидишь желаемого! Я приветствую твою недоверчивость, как рассеивающую всякую недоверчивость; хвалю твою спорливость, родившуюся из преданности Христу и поражающую всю спорливость еретиков. Не верь, не верь еще и еще, чтобы я мог поверить тем тверже. Взыскуй Господа и требуй Его присутствия, чтобы, воспользовавшись твоими усилиями и настойчивостью, я мог обнять своего Искупителя».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *