Разглядеть манёвры врага

Дулевич Антоний, миссионерский отдел
Апостол Павел раскрывает ещё одно ухищрение диавола против доброделания христиан. Он просит филиппийцев, чтобы они делали всё 1) без ропота и 2) без смущения. В этих словах апостола — большая находка для христиан.

Как толковал блаженный Феофилакт, диавол, когда не в состоянии бывает совершенно отклонить кого-либо от добра, приводит его или в отчаяние, или к тщеславию. А когда это у него не получается, он начинает сеять ропот и сомнение. Первые два маневра врага заметны, а вот третий и четвёртый разглядеть сложнее.
Ропот — это дурное состояние сердца. Как уточняет святитель Феофан Затворник слова апостола, «все исполняйте без роптаний и ворчаний (греческое стоит во множественном числе)». Можно делать великое доброе дело, но, сочетая его с ропотом на тех, кто препятствует (умышленно или незлонамеренно) совершению этого дела. К примеру, в деле христианской миссии есть противники, которые не объявляя о своей ненависти к Церкви явно, пытаются повредить делу благовестия, прикрываясь разными стандарнтыми «благочестивыми» фразами. А дело миссионера — не роптать на этих несчастных, а относиться к данному спокойно, зная, что сорвавшись на ропот и негодование можно нанести вред своей душе, проиграть эту партию диаволу. И тогда не получить от делаемого никакой пользы для собственной души. Ропщущий, пусть он и творит внешние дела, «станосится неблагодарным и злоречивым». И так получается, что участвуя в добром деле, он становится хуже, чем был. Кстати, ропот может рождаться и тогда, когда подводят те, кто участвует с тобой в данном деле.

Сомнение — это дурное состояния ума. «Под сомнением апостол разумеет колебания мыслей, например если бы, когда предлежит исполнить заповедь, стали говорить: да будет ли мне награда? да хорошо ли это?» — поясняет блаженный Феофилакт. Такие сомнения могут стать следствием ропота, а могут появиться из-за кажущегося отсутствия результата. Сомнение ищет отговорки для несовершения добродетели. Впадший в ропот дело делает, но с неудовольствием, а сомневающийся, ещё не начав, уже желает его оставить дело. «А зачем это вообще надо, меня же всё равно никто не слушает?». Вот, кстати, аргументы противников миссионерской деятельности рождаются и в том числе из-за впадения в вышеуказанные вражеские сети ропота и сомнений ( см. также «Ответ святителя Иоанна Златоуста на 14 аргументов противников миссионерской деятельности» — https://clck.ru/EWFQR).

В чем ещё заключается вражеская уловка? Ответ даёт продолжение слов апостола: «…чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Фил.2:15). Если окружающие увидят, как мы легко впадаем (от уязвления врагов миссионерской деятельности и любых других добрых дел) в ропот и сомнения то, мы, в принице, ничем не будем отличаться от строптивого и развращенного рода. А мы и должны быть неукоризненными, несмотря на сильные искушения и противоборства со стороны диавола и злых людей. Блаженный Феофилакт перефразиурет апотола: «Я знаю, что многие ведут борьбу против вас, вынуждая вас таким образом к ропоту; но в том-то и есть наивысшая похвала, если кто, и возбуждаемый другими, ничего такого не делает». Непробиваемость и невозмутимость христиан в те моменты, когда против них восстают — это прекрасное подтверждение того благовестия, которое они несут.
Ропот и сомнения в доброделании — тревожный звонок о том, что работающий Христу не разглядел вражеских маневров врага и попался на его уловку. Поэтому, по завету святого апостола Павла, всё нужно делать без ропота и сомнений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *