Антоний Дулевич, миссионерский отдел
Проповеди святых отцов характерны тем, что подавляющая часть сказанного ими несёт положительный оттенок. Это весьма важный критерий истинного христианского благовестия. Ведь есть множество околоцерковных псевдоправославных сайтов и блогов, на которых только и пишется о вещах негативного плана: глобализация, инн, антихристы, экуменисты, электронные концлагеря и так далее. Что же в них православного, если более 80% контента — это копание в негативных темах?
Разоблачающее объяснение причин копания в подобных темах простое: если человек стоит перед Христом и явно ощущает это, то его внимание будет сосредоточено на красоте Христа, а не выброшенных консервных банках, которые валяются под ногами. Мы все — перед Ним. А когда стоящий не имеет трепета в стоянии перед Ним и не сконцентрирован на Нём, то и помышляет не о горнем, а о земном. А там — банки из под консерв,о которые можно порезаться, нечаянно наступив на них. Будто не замечая Самого Христа, таковые начинают кричать и беспокоиться: «все могут наступить на эти банки и порезаться!» Вот, перед ними Христос, но они, вместо внимания к Нему, устраивают панический гул: «мы знаем, кто разбрасывает эти банки! Мы даже знаем, кто производит эту жестяную продукцию и так далее..»
Установленная Богом иерархия прошений молитвы «Отче наш» начинается с просьбы о прославлении Господа «да святится имя Твое». Последняя просьба — «избави нас от лукавого». У публицистов-борцов с глобализациями и электронными паспортами эта иерархия перевёрнута. Первое, что им нужно — избавления от лукавого, ну, а самое важное — желание прославления Христа — где-нибудь потом… Это свидетельствует о многом.
Что на сердце, то и на устах. Если внутри нет радости от жизни во Христе, то и проповеди будут носить соответствующий характер, выраженный в особом внимании не к тому, что дарит Господь, а к врагам и их сетям. Но, не много ли чести оказывается всем этим вещам, которые заслоняют Христа для неутверждённых умом? Диавол — отец паники и этим всё сказано. Христиане ждут Второго Славного Пришествия Христа, прося в той же молитве «да приидет Царствие Твоё», а ревностных борцов против «электронных концлагерей» не особо радует перспектива того, что мiр скоро закончит своё существование.
Антихрист будет делать всё, что быть похожим на Христа. И вот, под маской спасения человечества от самого себя, он рекламирует собственную персону. Если после публикаций таких псевдоправославных проповедей у читателей рождается паника — это реальные доказательства того, что проповедь против антихриста на самом деле — его отражение. Кстати, «анти» — значит напротив. В панике разных антиглобалистов отражается антихристов оскал.
Борцы с «инн» часто ссылаются на преподобного Паисия, мол, он тоже об этом предостерегал. Но, давайте посчитаем, сколько он сказал об этом в процентном соотнешении из всего сказанного им и записанного? 80% или, может 2%? Это как «аргумент» противников святоотеческого учения о частом причащении «а как же святая Мария Египетская, которая причастилась только оди раз за более чем сорок лет?» В редком причащении они хотят подражать, а вот оставить всё и взяв всего лишь несколько кусков хлеба, и уйти в пустыню на 47 лет, они не хотят. Такое, получается, выборочное подражание — выбираю, что нравится и что удобно. Преподобный Паисий не был заражен паникой и не проповедывал на каждом шагу об этих вещах. Он говорил о том, как полюбить Христа, а не о том, как спрятаться от антихриста. Это большая разница. Он сиял радостью, которой не на лицах, ни в словах современных «антиинэнещиков». Кем сердце занято, о том и речь. Если сердце занято Христом, то слова и темы будут посвящены Ему. А если человек всё время говорит о антихристе, то чей же дух же живёт внутри его сердца? Если таковой проповедует не о том, что связано со Христом, а том, что относится к консервной банке, то, нетрудно догадаться, кому всё это выгодно.
Ревнители и борцы с вышеуказанными вещами, наверное, ни капельки не уверены в своём пребывании со Христом. Может быть, по причине отсутствия такового? Ведь, если христианин живёт во Христе, отдаваясь Ему, как он при этом может паниковать и бояться замыслов антихриста? «Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен» (Притч.18:11).