Главная отличительная черта христианина

Антоний Дулевич
«Так да сияет свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела».
Господь указал на то, что Его ученики должны быть светильниками в этом мире. Но, каким образом это можно исполнить? Конечно, здесь речь не о том, что дела нужно творить напоказ. Христианин внешне может от окружающих и не особо отличаться. В храм могут заходить и язычники, поститься могут йоги, делать милостыню могут предприниматели. Но есть одна характерная черта, наличие которой выделяет христианина среди остальных людей.

Эта черта — отношение к тем, кто поступил к нам несправедливо. Христос, посылая Своих учеников на проповедь, показал, как они должны относиться к тем, кто будет гнать их. Как говорит блаженный Феофилакт, «если б апостолы, тяготясь гонением, потом желая отомстить оскорбителям, умолкли и перестали бы учить, то солнце Евангелия погасло бы. Поэтому-то Господь предварительно убеждает апостолов не приступать к мщению врагам, но все случающееся переносить мужественно, будет ли кто обижать их, или неправедно злоумышлять против них». Блаженные кроткие, ибо они наследуют землю. Апостолы своей кротостью и незлобием по отношению к своим гонителям наследовали землю, то есть, завоевали народы, обратившиеся ко Христу после их проповеди.

Христианин может ходить в храм, соблюдать посты, читать молитвы. Но, всё это должно привести его к евангельскому расположению сердца, ума и воли. А это расположение заключается в словах «любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего». Так вот, если христианин в ответ на несправедливость со стороны кого-либо по отношению к нему, отвечает возмущением и ропотом, то, в глазах мирских людей он совсем ничем от нехристиан не отличается. Окружающие не видят в нём присутствия Того, ради Кого можно было бы оставить мирскую справедливость и логику, поступив по закону Христовой любви, не познанному этим мiром.

Апостол Павел учит творить дела без ропота (Фил.3:14), чтобы быть неукоризненными и чистыми «среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире». Если христианин в ответ на оскорбление «выходит из себя», то он только растворяется среди строптивого и развращенного рода. А если он отвечает улыбкой, или хотя невозмущенным молчанием, то это подвигает оскорбителя задуматься, что с оскорбляемым не так. Молчание, отсутствие мести и возмущения в ответ на несправедливость — это и есть «то сияние в мире», которое ослепляет своей неотмирностью. Это живое свидетельство о Христе и убедительное доказательство того, о чем мы проповедуем этому миру. Своей готовностью на смерть апостолы доказывали истинность проповеди о Кресте и Воскресении. Своим безответностью на нанесённые обиды христианин являет доказательство истинности проповеди о любви Христовой. Мы говорим о ней, но, если я сам не являюсь её носителем, то мои слова — это только правильные слова, не приправленные солью неотмирного поведения.

Христианину не подобает ворчать «сколько же у меня злопыхателей», так как если рядом с нами не будет тех, кто поступает с нами несправедливо, то каким же образом мы сможем исполнить заповедь о любви к врагам? Как мы исполним учение Нагорной проповеди? Каким образом мы сможем получить обещанную Господом награду? «Господом, сказавшим «благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего». Какой ученик Христа не желает называться «сыном» Всевышнего?

Как научиться любить врага? Преподобный Амвросий Оптинский учил, что если в тебе нет любви, то, всё равно надо поступать с ближним так, как бы ты поступил бы, если бы ты его сильно любил и тогда эта любовь постепенно придёт. И это не лицемерие, если поступающий делает так для стяжания любви.

Заповедь о любви к врагам не не исполнимая. Для удобства её исполнения Господь сказал «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Как говорит, святитель Феофан Затворник, нужно ставить себя на место ближнего и войти в расположение сочувствия к нему. Когда появится сочувствие, само сердце подскажет как и что ему сказать.

«И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят». Вот главное отличие христиан от всех других людей. Несложно любить того, кто хорошо относится к тебе. А вот перебороть естественных ход дел расположением к обижающим и поступающим несправедливо — это свидетельство о силе Христовой, препобеждающей человеческую логику и озлобленность.

Стоит уточнить, что тут речь идёт о личных врагах, при чем, не о тех, кого христианин себе выбрал во враги, а про тех, что сами встали на путь вражды. Речь идёт о преодолении личных обид. Это важно отметить, так как некоторые мыслители применяют слова Нагорной проповеди по отношению к врагам Церкви — раскольникам и не только им. Поэтому, актуально вспомнить слова святителя Филарета Московского «гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша».

Реакция на несправедливости по отношению к нам — это экзамен на то, насколько я пребываю во Христе и в Его учении. Экзамен не должен застать врасплох, поэтому, настраиваться на него надо заранее.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *