Тайный процесс отвержения голоса совести и внутреннего нравственного закона

Апостол Павел учит (Рим.2:14-15), что язычники будут судиться по закону, начертанному в их сердцах, доказательством чего являются их 1) совесть и 2) мысли — то обвиняющие, то оправдывающие одна другую. Язычники не будут осуждены за неисполнение Закона, данного через Божественное Откровение. Они будут за судимы за отвержение голоса совести и нравственного закона, который был ими пренебрегаем. Это пренебрежение просходит в душе, когда человек склоняется к отказу от призыва совести и добрых мыслей. Святитель Феофан Затворник пишет: «Решения человека на дела совершаются в тайне, а они-то, собственно, и подлежат суду и осуждению».
И вот в толковании на Рим.2:14-15 святитель Феофан подробно описывает тот глубинный незаметный процесс, который происходит в человеке, когда перед ним встаёт выбор: поступить по совести или нет.
Последовательность данного процесса
*Цифры и буквы привязаны к схеме.
*(а) «Глубже сердца, в духе, лежит совесть, страхом Божиим оживляемая».
(б) «Нравственный закон написан в сердце человека и подкрепляется совестью».
1. Совесть «перстом своим пишет в сердце при всяком случае дело законное, — то, как следует поступить, иногда — помоги, иногда — защити, иногда — не тронь, это — чужое, и подобное».
2. «Дело законное и является написанным в сердце, и свидетельствуется чувством, указывающим на образ действования»;
3. «Чувство сердца отражается в сознании; луч сознания опять ниспадает на совесть и вызывает обстоятельство сделать так, а не иначе»;
4. «Луч сознания опять ниспадает на совесть и вызывает обстоятельство сделать так или иначе. Сердце только сочувствует законному делу, — как внушила совесть;
5. «Совесть же, когда с делом обратилось к нему сознание, возлагает теперь на него нравственную необходимость действования так, а не иначе. Это и значит: «спослушествующей им совести. Кому? Чувствам сердца. Совесть говорит сознанию или лицу человека: да, да; так должно поступить, как внушает сердце»;
6. «Дело законное указано и сознано обязательным. Но такое решение постановлено лишь во внутренней высшей палате, где ничто законное не встречает препятствий».
7. «Чтобы перейти этому решению в дело, ему надобно пройти чрез низшую палату — душу (в), с её потребностями, привычками и принятыми в правило внешними отношениями».
8. «Сюда и поступает всякое законное дело — и, как только поступает, всегда встречает бурю противопомышлений. — Совесть между тем защищает свое дело. Происходит борьба внутри: «между собою помыслом осуждающим и отвещающим… …слышится с одной стороны, осуждение, с другой — защита и оправдание. Какая сторона одолеет, по той и исполнение следует, — дело законное, внутри законоположенное, на деле или отвергается, или исполняется. Кто решитель? Свободное лицо человека действующего…»
«Виновник исполнения или неисполнения — свободный человек, который за дела свои и даст отчёт в день, когда будет Господь судить «тайная человеком»: ИБО РЕШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ДЕЛА СОВЕРШАЮТСЯ ВТАЙНЕ, А ОНИ-ТО, СОБСТВЕННО, И ПОДЛЕЖАТ СУДУ И ОСУЖДЕНИЮ».
КАК БУДЕТ ПРОИСХОДИТ СУД НАД ЯЗЫЧНИКАМИ?
Далее святитель Феофан пишет: «Показал выше Апостол, что на суде все будут судимы по закону, который лежал на всяком, и объяснил затем, что и у язычников был и есть свой закон, написанный в сердце и скрепляемый совестию; теперь говорит, как будет происходить самый суд. Именно: там не нужны будут свидетели; всякий в мыслях своих сам над собою произнесет оправдание или осуждение: всякий будет видеть свой закон и дела свои, сличит то и другое и решит: виноват или нет.
Святой Златоуст говорит: «слова: «осуждающим» (и прочее) – относит Апостол ко всему роду человеческому. Ибо в день суда предстанут собственные наши мысли, то осуждающие, то оправдывающие. И человеку на оном судилище не нужно другого обвинителя».
Вот такую глубину открывает святитель Феофан Затворник, тем самым отвечая на возражения считающих что неуслышавшие о Христе могут быть оправданы на Суде. Святой апостол Павел и святые отцы, толковавшие его послание Римлянам, говорят о том, за что будут судимы язычники, ясно показывая, что те увидят своё беззаконие (против совести и нравственного закона) и сами осудят себя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *