Ответ святителя Иоанна Златоуста на выпады противников миссионерской деятельности

image63657318Дулевич Антоний, миссионерский отдел Кызыльской епархии.
Православный ответ на 13 самых популярных современных аргументов против миссионерского служения, сделанный по творениям святителя Иоанна Златоуста.
1 • «ВСЁ РАВНО ВСЕХ НЕ ИСПРАВИШЬ…»
Свт. Иоанн Златоуст:
«Итак, вследствие того, что ты не можешь научить многих, не пренебрегай и немногими, и пожеланием великого не устраняй себя от малого. Если не можешь обратить сотни, позаботься о десятке; если десяти не можешь, не пренебрегай и пятерыми; если и пяти не можешь, не презирай и одного. Бог определяет венцы, сообразуясь не с числом исправленных, а с намерением исправляющих.»
«Если сегодня не убедишь, может быть, убедишь завтра; и если никогда не убедишь, сам ты все равно получишь совершенную награду. Если не всех убедишь, можешь убедить некоторых. Так и апостолы, хотя и не всех убедили, получили награду за всех, так как ко всем обращались со словом проповеди» (1).
2 «НЕЛЬЗЯ ЧЕЛОВЕКУ СРАЗУ РАССКАЗАТЬ ВСЁ ПРАВДУ, ОНА ЕГО МОЖЕТ ОТПУГНУТЬ ОТ ЦЕРКВИ…»
Свт. Иоанн Златоуст:
«Я излагаю вам не свои законы, а толкую письмена, нисшедшие с небес; и тот, кому вверено такое служение, должен или смело сказать все, что заключается в них, ища всюду лишь пользы слушателям, а не удовольствия, или же, опасаясь враждебности слушателей, потерять чрез такую неуместную угодливость и свое собственное, и их спасение. А что скрывать что-либо из божественных законов весьма опасно как для говорящего, так и для слушающих, и что наставники, когда они не сообщат без малодушия всех заповедей Божиих, судятся как виновные в убийстве, в свидетели и этого представлю вам опять Павла.»
«Если мы будем говорить только одно приятное, то когда приобретем вновь утерянное, когда принесем пользу? Но существует, скажешь, много еретических сект и переходят в них. Пустое это слово. «Лучше один… творящий волю Господню, нежели тысяча беззаконников» (Сир.16:3)» (1).
«Угроза казни обыкновенно больше обращает людей к исправлению, чем обещание награждений» (9)
3 • «ВАС НЕ ЗАХОТЯТ СЛУШАТЬ…»
Свт.Иоанн Златоуст:
«Знаю, что многие с неудовольствием слушают наставления. Но какая польза от молчания? Пусть я буду молчать и не докучать вам словами; но таким молчанием невозможно избавить вас от наказания. Напротив, следствие получается совершенно обратное: такое молчание лишь увеличивает наказание и влечет за собою казнь не только вам, но и мне. Итак, для чего же приятные слова, когда они не только не содействуют делам, но еще и вредят? Какая польза увеселять словом и печалить делом, услаждать слух и подвергать наказанию душу? Потому-то и необходимо опечаливать в здешней жизни, чтобы не подвергнуться крайнему и невыносимому наказанию в жизни будущей. Не роптать, следовательно, нужно за сказанное, а хвалить и принимать с благодарностью» (1).
4 • «ЭТО ДЕЛО СВЯЩЕННИКОВ, А НЕ МИРЯН…»
Свт. Иоанн Златоуст:

«Итак, когда ты увидишь кого-нибудь, нуждающегося в душевном или телесном врачевании, то не говори себе: почему такой-то или такой-то не позаботился о нем? или: я мирянин, у меня жена и дети; это дело священников, дело монахов. Скажи мне: если ты найдешь где-нибудь золотую монету, разве ты говоришь: почему такой-то или такой-то не поднял ее? Отнюдь нет; напротив, спешишь раньше других схватить ее. Так рассуждай и о павших братьях, и считай попечение о них как бы найденным сокровищем. «Изводящий, – говорится, – драгоценное из ничтожного… будет как Мои уста» (Иер.15:19) (1).
5 • «ПРЕЖДЕ НАДО САМОМУ СТАТЬ СВЯТЫМ…»
Свт. Иоанн Златоуст:
«Изводящий, – говорится, – драгоценное из ничтожного… будет как Мои уста» (Иер.15:19).Что может сравниться с этим? То, чего не может произвести ни пост, ни спанье на земле, ни что другое, делается спасением брата. Не я говорю это, а сам Бог сказал: если ты изведешь даже одного кого-нибудь, говорит, то уста твои будут «как Мои уста». Итак, не будем равнодушно говорить: что согрешили? а постараемся скорее исправить их; и не на то будем смотреть, как много заблудившихся, а позаботимся о том, как их отвлечь от заблуждения» (1).
6 • «МЫ НЕ ДОЛЖНЫ НИЧЕГО «НАВЯЗЫВАТЬ»…»
Свт. Иоанн Златоуст:

«Итак, когда ты видишь, что брат твой гибнет, не переставай увещевать его; и хотя бы он поносил тебя, хотя бы оскорблял, хотя бы грозил стать врагом твоим или чем бы то ни было другим угрожал, все переноси мужественно, чтобы достигнуть его спасения. Если он станет врагом тебе, то Бог будет тебе другом и вознаградит тебя в день последнего суда великими благами. Великое добро – сострадать угнетенным бедностью; но нет другого такого, как освобождать от заблуждения, потому что нет ничего равноценного душе, даже и мир весь не стоит ее. Таким образом, хотя бы ты раздал бедным безмерное количество денег, ты не сделаешь ничего в такой мере великого, как обратив одну душу» (1).
7 • «УЧИТЬ ДРУГИХ НЕДУШЕСПАСИТЕЛЬНО…»
Свт. Иоанн Златоуст:
«Никто не может успеть в деле собственного спасения без спасения своего ближнего. Потому и Павел говорит: «никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1Кор.10:24), зная, что собственная выгода заключается в пользе ближнего» (1).
«Тот, кто ревностно занимается научением ближнего, не столько оказывает благодеяние последнему, сколько себе самому предуготовляет большую награду и приобретает двойную пользу, именно: и от Бога получает большее воздаяние, и сам, когда принимается учить брата, начинает вспоминать и постоянно освежать в памяти свои слова» (1).
«Подобно тому, как врачи не заставляют приносить больных, пригвожденных к постели, к себе домой, а сами приходят к ним для излечения болезней, так точно делай и ты по мере своих сил: приложи всякое старание и попечение, чтобы восстановить братьев твоих, немощствующих душой, помня то, что кратка настоящая жизнь. И если мы не сделаем таких приобретений, то не получим и там никакого спасения. Напротив, одна приобретенная душа часто может снять с нас бремя бесчисленных грехов и стать для нас искупительной жертвой в день последнего суда» (1).
8 • «СЕЙЧАС НЕ АПОСТОЛЬСКИЕ ВРЕМЕНА, ЧТОБЫ ХОДИТЬ ПО УЛИЦЕ И ПРОПОВЕДЫВАТЬ…»
Свт. Иоанн Златоуст:

«Отсюда видно, что и ныне есть много таких, которые ведут жизнь апостольскую, подобно, как и тогда три тысячи и пять тысяч уверовавших. Если же мы не верим этому, то не оттого, что нет добродетельных, но оттого, что мы сами слишком мало делаем» (2).
9 • «БОГ САМ ПРИВЕДЁТ…»
Свт. Иоанн Златоуст:

«Ты, скажи мне, видишь брата, который стремится в пропасть, оставил заботу о спасении, не знает, что нужно делать, – и не протягиваешь руки, не порицаешь, не обличаешь его? Желаешь лучше не навлечь на себя его гнева, не показаться ему неприятным, чем позаботиться о его спасении? Будешь ли ты иметь какое-либо прощение у Бога, какое-либо извинение? Не слышал ли ты, что повелел Бог иудеям: заблудившего вола своих врагов не пренебрегать и, если упадет, не проходить мимо?»
«Скажи мне, если бы ты видел, как человека, законно осужденного, ведут на казнь, а ты мог бы освободить его от рук палача, то не сделал ли бы ты всего, чтобы избавить его от казни? Между тем, видя брата своего, влекомого не палачом, а диаволом в ров погибели, не хочешь подать даже и совета, чтобы отнять его у этого жестокого зверя? Можешь ли ты заслужить какое-нибудь прощение?»
«Подобно тому, как врачи не заставляют приносить больных, пригвожденных к постели, к себе домой, а сами приходят к ним для излечения болезней, так точно делай и ты по мере своих сил: приложи всякое старание и попечение, чтобы восстановить братьев твоих, немощствующих душой, помня то, что кратка настоящая жизнь» (1).
10 • «НЕ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ: «ТАК ДУМАЕТ БОГ», «ЭТО МНЕНИЕ БОГА», НАДО ГОВОРИТЬ ОТ СЕБЯ…»
Свт. Иоанн Златоуст:
«Итак, Христос, придя во плоти, не говорил от Себя, но от пророков. Так как те, которые пришли прежде Христа, не говорили во имя Христово, ни от закона, ни устами пророков, но, руководствуясь своим личным мнением, высказывали ошибочные взгляды и мысли, то Спаситель и говорит: «Я от Себя не говорю, как те» (Иоан. 14: 10). Говорить от Себя – значит говорить помимо закона. Поэтому также надлежит говорить и нам. Когда увидишь, что еретики выставляют со своей стороны Аристотелевские или Платоновские положения, скажи: «Мы от себя не говорим; говорим то, что услышали от Христа» (4).
11 • «ЛУЧШЕ ГОВОРИТЬ С НЕЗНАКОМЦАМИ О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ…»
Свт. Иоанн Златоуст
«Благовествование вашего спасения «.И хорошо называет это благовествование (благовествованием) спасения нашего, указывая этим с одной стороны на закон, с другой на будущее наказание. Что в самом деле другое означает проповедь, как не благовествование спасения, т. е., что достойных погибели Он уже не погубляет? (5)
«Чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию» (Деян.20:27). Видишь ли, как он устрашает и поражает удрученные скорбью души их? И хорошо, потому что это было необходимо. «Не упускал», говорит, «возвещать вам всю волю Божию». Следовательно, не возвещающий виновен в крови, т.е. в убийстве. Ничего не может быть ужаснее этого. Он показывает, что и они, если не делают этого, то виновны в крови. По-видимому, он защищает себя, но вместе и устрашает их» (6).
12 • «МНОГИЕ НЕДОВОЛЬНЫ ЭТИМ, У ВАС МОГУТ БЫТЬ ПРОБЛЕМЫ…»
Свт. Иоанн Златоуст:
«Как живущие на чужбине все делают и все меры употребляют к возвращению в отечество, и всякий день тоскуют, желая увидеть родину, так точно и тот, кто любит будущие блага, не падет духом от настоящих печалей, и не вознесется от счастья, а пройдет мимо того и другого, как прохожий по дороге. Такое расположение нужно иметь и нам, и хотя бы мы прожили здесь немного лет, считать их за многие ради желания будущих благ. Говорю это, впрочем, не потому, что порицаю настоящую жизнь, – нет! ведь и она дело Божие, – а укрепляя вас в любви к будущим благам, чтобы вы не прилеплялись к настоящим, не пригвождались к телу, и не были похожи на то большинство малодушных, которые, хотя бы прожили тысячи лет, говорят, что этого им мало. Что может быть неразумнее этого? В то время как предлежит небо и небесные блага, которых ни око не видело, ни ухо не слышало, они пристращаются к теням, и не хотят переплыть моря настоящей жизни, подвергаясь постоянным волнениям, бурям и крушениям. Не так поступал Павел; напротив, он спешил и снедался желанием (к отшествию отсюда), и только одно удерживало его, именно спасение людей и опасение, чтобы они не отпали от царствия Божия. Этого (царствия) и да сподобимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.»
«И если придется подвергнуться оскорблениям или побоям, или потерпеть что бы то ни было другое, все сделаем, чтобы только опять приобрести их. Ведь и больные часто наносят побои и оскорбления, и однако мы терпим их и не обижаемся на оскорбительные слова, а желаем только одного – видеть здоровым того, кто так непристойно ведет себя.» (1)
13 • «НАДО ПРЕЖДЕ КАТЕХИЗИРОВАТЬ «СВОИХ» (православных -невоцерковлённых), А ПОТОМ УЖЕ К ИНОСТРАНЦАМ- ИНОВЕРЦАМ…»
Свт. Иоанн Златоуст:
«И пусть мне никто не говорит: я не имею ничего общего с братом. Только с одним диаволом у нас нет ничего общего, а с людьми мы имеем много общего: все мы имеем одну и ту же природу, населяем одну и ту же землю, питаемся одной и той же пищей, имеем одного и того же Владыку, получили одни и те же законы. Не будем же говорить таких слов, а покажем приличествующую братьям заботливость» (1).
СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ ПРИЗЫВАЕТ ПАСТВУ К МИССИИ
«Мы исполним свой долг, [если] подадим еретикам руку, беседуя с ними с великою кротостию. И блаженный Павел так увещевал, говоря: с кротостию наказующу противныя: еда како даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от диавольския сети, живи уловлени от него, в свою его волю (2 Тим. II, 25, 26). Видишь, как он показал этими словами, что они как будто погрузились в какое-то опьянение; словом:возникнут дал заметить, что они были погружены в какой-то глубине. И опять, уловлени, говорит, от диавола, то есть, как бы опутаны сетями. Поэтому от нас требуется большая кротость и долготерпение, чтобы можно было их исхитить и извлечь из сетей диавольских. Итак, скажем им: образумьтесь немного, взгляните на света, правды, размыслите об истинном значении слов. <…>
С иудеями говорите соответственно, объясняя, что эти слова сказаны не кому-либо из служебных духов, но самому Единородному Сыну Божию; умствующим по-ариански отсюда же доказывайте равночестие Сына с Отцом; а представляющим Божество человекообразно приводите слова блаженнаго Павла, истребляя пагубные недуги, возникающие подобно плевелам, догматами Церкви, а в себе старайтесь укоренять благочестивое учение. Желаю и молю, чтобы все вы исполняли обязанности учителей, чтобы не только сами слушали слова наши, но и передавали их другим, и заблуждающихся обращали на путь истины, как и Павел говорит кийждо ближняго созидайте (1 Сол. V, 11); и: со страхом и трепетом свое спасение содевайте (Фил. II, 12). Таким образом и Церковь наша возрастет в числе, и вы получите свыше великую милость за свою великую заботливость о ваших сочленах» (3).
CВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ О СПАСЕНИИ БЛИЖНЕГО
«Мы дадим страшный ответ в том что теперь кажется маловажным: ибо судия с одинаковою строгостью требует от нас попечение о спасении нашем и ближних наших.Поэтому Павел везде убеждает чтобы никто не искал своего.но каждый пользы другого(1Кор.10:24);посему он и коринфян сильно порицает за то, что они не попеклись и не позаботились о впадшем в прелюбодеяние, но оставили без внимания опасную рану его 1Кор.5:1-2):и в послании к Галатам говорит: братие !если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового(Гал.6:1).А еще прежде он убеждает ктому самому Фессалоникийцев,говоря: Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого(1Фес.5:14).Дабы кто-нибудь не сказал: что мне заботиться еще о других? Погибающий пусть погибает, а спасающийся пускай спасается:это нисколько меня не касается:мне полезно смотреть за собою»-дабы кто-нибудь не сказал этого Павел желая истребить такую зверскую и безчеловечную мысль ,противопоставил ей такие законы, повелевая оставлять без внимания многое из своего, чтобы устраивать дела ближних и требует во всем таковой строгости жизни. Так и в послании к римлянам он заповедует иметь великое попечение об этом долге, поставляя сильных как бы отцами для немощных и убеждая их заботиться об их спасении(Римл.15:1) (7).
«Нет ничего холоднее христианина, который не заботится о спасении других.» (8)
Источники:
1. Слово 6 об учении и наставлении. Златоуст, т.12, ч.2
2. Беседа 21 на Евангелие от Матфея. Златоуст, т.7, ч.1.
3. Беседа 8 на книгу Бытия. Златоуст, т.4, ч.1.
4. Иоанн Златоуст «Беседа о Святом Духе», Глава № 1, параграф 13
5. Беседа 2 на послание к Ефесянам. Златоуст, т.11, ч.1.
6. Свт. Иоанн Златоуст. «Беседы на Деяния Апостольские», Глава № 44, параграф 2
7. Свт. Иоанн Златоуст.Т.1.СПб.1898.с.79
8. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 20 на книгу Деяний Апостолов.
9. Свт .Иоанн Златоуст .Беседа 55 на евангелиста Матфея.

2 комментариев к “Ответ святителя Иоанна Златоуста на выпады противников миссионерской деятельности

  1. Здравствуй, Брат Антоний, замечательная статья, опубликуй ее в контакте. Нам нужны твои Боговдохновенные статьи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *