Что выше: миссионерство или монашество?

в статью
Ни к чему не обязывающие рассуждения двух миссионеров из Кызыльской епархии: диакона Димитрия Уварова и Антония Дулевича.

 

 

Почти целый год мы рассуждали о том, какое служение выше: миссионерское или монашеское? Аргументы были и за первый и за второй вариант…
Почти целый год мы рассуждали о том, какое служение выше: миссионерское или монашеское? Аргументы были и за первый и за второй вариант. От братьев мы слышали, что по словам о.Даниила Сысоева, миссионерство выше. Было и такое рассуждение: ответ может быть частным, смотря какой миссионер или какой монах.
Но, милостью Божией, побывав в этом году на Святой горе Афон, ответ на данный вопрос стал для нас очевидным. После 8-ми дней в уделе Пресвятой Богородицы, восхищаясь устроением жизни святогорцев, миссионерская деятельность стала казаться чем-то детским… Ещё больше в превосходстве монашеской жизни мы убедились, услышав хулу на монашество от одного современного псевдоправославного проповедника. Ведь, посмотрите, кто выступает против монашества как такового? Сектанты и раскольники. Значит, прежде всего, диавол. А вот миссией сектанты заниматься-то любят. Одна из причин этого заключается, видимо, в том, что это делание — внешнее, а внутреннее им не по силам, а значит оно и выше. Цель христианской жизни — не распространение Евангелия, а личное обожение. Миссионерство — это лишь один из способов достижения святости, но не самоцель. Монашество же наипаче ведёт к исполнению заповеди о совершенстве: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48).
Мы выделили 10 пунктов, чем, по нашему мнению, подвиг монаха может быть выше подвига миссионера:
1.ОТРЕЧЕНИЕМ ОТ СВОЕЙ ВОЛИ:
Миссионер сам решает куда идти и на что брать благословение, а вот монах полностью отсекает свою волю, пребывая в послушании. Послушание же, по словам преподобного Нектария Оптинского, — самая высшая и первая добродетель.«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).
2.ПОСТОЯНСТВОМ:
Жизнь миссионера более динамичная и непредсказуема, что может влиять на молитвенное правило, посты, регулярность участия в богослужении.
3.ОТРЕЧЕНИЕМ ОТ МiРА*:
Миссионер как раз пытается воздействовать на мiр, поэтому постоянно с ним соприкасается.
* Мiр — совокупность отношений, связей, привычек, взглядов, идей, ценностей, потребностей, обществ, личностей, искаженных падением человечества и влиянием тёмных сил.
4. НЕСТЯЖАТЕЛЬНОСТЬЮ:
Монах не может иметь ничего своего, в отличии от миссионера. Нестяжательность ведёт к совершенству: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21).
5.МАЛОПОПЕЧИТЕЛЬНОСТЬЮ:
Миссионер вынужден быть «мастером на все руки». От него требуется самому технически и методически обеспечивать исправность проводимых мероприятий: поездки, агитация, печать, организация людей, координация помощников, контакты с общинами и оглашаемыми…
6.ВНИМАНИЕМ К ВНУТРЕННЕМУ ДЕЛАНИЮ:
Тут показателен пример Марфы и Марии, в гостях у которых был Господь. Марфа — образ деятельной добродетели, которая большая свойственна миссионерам. А Мария — образ добродетели созерцательной, по преимуществу, монашеской. Господь же ставит созерцание выше: «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». (Лк.10:42). Без внутреннего молитвенного делания и миссия и даже социальное служение могут стать лишь формами проявления страсти уныния.
7.ПОДВИГОМ ОТСУТСТВИЯ УТЕШЕНИЯ ОТ БЛИЗКИХ:
Монах, в отличии от миссионера, берёт на себя обязательства отдалиться от кровно-родственных отношений. В том числе, не иметь жены. Святой Апостол Павел ставит безбрачие выше брака:«Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться».(1Кор.7:7-9). Безбрачие, по слову святителя Феофана Затворника, — «это лучший путь к христианскому совершенству, безмятежной жизни, к беспрепятственному приступанию к Господу».
8.БЕЗЫЗВЕСТНОСТЬЮ:
Миссионер вынужден быть публичным. Он имеет от людей славу и одобрение, а монах призван избегать этого. Миссионер часто становится пастырем и примером, а монах себя как бы «растворяет», и всех передаёт в руки Божии.»Монах тот, у кого так устроено внутреннее, что только и есть Бог, да он, исчезающий в Боге» (святитель Феофан Затворник).
9.ВЕРОЙ. НАДЕЖДОЙ НА БОГА, А НЕ НА СВОИ СИЛЫ:
Миссионер прилагает человеческие усилия для обращения людей к Богу, а монах верит и молится, чтобы Господь сделал это, как Ему угодно. И ведь многие монахи незаметно для себя стали миссионерами. Пример — ныне живущий старец в Аризоне старец Ефрем (Мораитис), ученик старца Иосифа Исихаста. Он попал в США и устроил аж 19 (!) монастырей, в которых совершается длительное богослужение по афонскому уставу. В Аризонскую пустыню за духовным утешением тянутся тысячи американцев… Наставник о.Ефрема, величайший подвижник ХХ века, старец Иосиф Исихаст писал: «Покори свои страсти и увидишь, как многие благоговейно будут относиться не только к твоим словам, но и к мановению твоих очей».
Можно привести ещё один пример: миссионер как бы предлагает слушающему испробовать живой воды. А от монаха, ведущего подвижнический образ жизни, благоухание этой живой воды исходит само по себе. Поэтому, где бы не скрывались благочестивые монахи от мiра, к ним тянутся такие людские потоки (чему свидетельствуют не только десятки житий святых, но и современные примеры). А миссионер вынужден идти сам.
10.ОГРАНИЧЕНИЕМ ТВОРЧЕСТВА:
Миссионер имеет множество способов проявить себя и менять свою жизнь как ему удобно, а монах прост и целен — он не бывает одновременно везде.
Вывод:
Если спастись можно и в мiру, то для достижения христианского совершенства и существует монашество. Cвятитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Цель монашеского жития состоит не только в достижении спасения, но по преимуществу в достижении христианского совершенства».

666666666

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *