Внимание, внимание

Антоний Дулевич, миссионерский отдел Кызыльской епархии
«И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мк.4:24-25).  Многие, слыша слова «какою мерою мерите, такою отмерено будет вам» , считают, что они сказаны относительно осуждения/неосуждения ближних. Но, в контексте всего отрывка, здесь говорится о умении внимательно слушать Господа.

   Блаженный Феофилакт толкует эти строки следующим образом: «то есть, в какой мере вы внимательны, в такой мере получите и пользу. Тому слушателю, который внимателен всегда и притом в высшей степени, воздаст Бог и награду великую, а медлительному человеку соразмерная будет и прибыль вознаграждения».
Эти строки весьма актуальный каждый раз, когда в храме проповедует священнослужитель. К сожалению, иногда некоторые не желая слушать не только молодых диаконов, но и священнослужителей, ходят по храму, перекидываются приветствиями и новостями с другими прихожанами. Это может возникать от того, что человек в силу своего возраста и определенных знаний и опыта считает, что слова молодого диакона не могут дать ему ничего нового. Но, тем самым, отказывающийся слушать проповедника, не только демонстрирует свою мысленную превозношение над ним, но и закрывает двери своего сердца от возможного вхождения в них обращения Христова. Если уж так померил, то столько и отмерится.
Но, «какою мерою мерите, такою отмерено будет вам». Если вы верите, что Господь может вас наставить и через самого неприглядного на вид человека, значит, и в словах такового есть возможность найти для себя нечто крайне полезное. А если, вы не верите, то и не услышите. А вообще, сложно найти человека, у которого нельзя было бы хотя бы чему-то, да научиться. Где-то в патерике описывался случай, когда пустынник жаловался, что ему не у кого спросить совета, и тогда в ответ ему было сказано спросить у бревна. Пустынник спросил, и оно его наставило. Разве Бог через священнослужителя (пусть он и не богослов и не знаменитый проповедник и не чудотворец) не может коснуться сердца слушающего? Кто-нибудь возразит, к примеру, сказав, что знает жизнь такого-то и такого-то священнослужителя, поэтому и не поверит тому, что тот будет возвещать. Но, и на это есть евангельский ответ: «Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф.23:3). То есть, Господь учил слушать даже фарисеев! А все потому, что через их слова Он мог коснуться сердец внимающих проповеди людей.
Эти евангельские строки про меру и слышание читались сегодня в храмах одновременно с богородичным чтением о Марфе и Марии. Похвала слушающей Марии будто растолковывала и дополняла отрывок Евангелия от Марка. Господь в который раз напоминает, что слушающий получает то, что у него не отнимется. В контексте слышания/невнимания иное восприятие получают слова, которые могут вызвать чувство несправедливости: «кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мк.4:24-25). Блаженный Феофилакт комментирует их так: «По причине лености гаснет в нем и та малая искра, которую он прежде имел, подобно как от усердия она возжигается». Ведь, действительно, для поддержания в нас духовного огня необходимо заливать топливо словес Божиих. И, если человек придя в храм проигнорирует проповедь, то он рискует не просто не добавить пламени своему духовному огню, но и вовсе остаться и без малой искры, которая, может быть, и была в нем… Из-за проблем со вниманием многие уходят из храма «пустыми»…
Невольно замечается то, что внимательно слушающие проповедь и приходящие изучать слово Божие имеют в жизни проблем не меньше, чем игнорирующие храмовое благовестие. Но, в отличии от не слушающих, они не суетятся, впадая в скорби, а стоят твердо и непоколебимо. И часто это, по их же словам, происходит от того, что внимая и изучая слова о вере, они в нужный момент услышали то, что помогло им в будущем правильно отнестись к той, или иной ситуации. «Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком» (Ис.55:2)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *