Ценность покаяния в конкретном грехе

IMG_5565Диакон Димитрий Уваров, миссионерский отдел Кызыльской епархии
В этом разделе мы разберем охлаждение или бесчувствие в духовной жизни (Подробнее в книге Прп. Никодима Святогорца: «Невидимая брань», глава «о бесчувствии или охлаждении»). И конкретно рассмотрим причины: неискреннее исповедание в проступках и мыслях.

А для этого разберем отличия общей Исповеди (перечисление грехов перед группой людей самим священником, после чего все молчаливо соглашаются и каются, а уже лично – лишь называют свои грехи, не оглашенные разом для всех священником) и Исповеди общими словами (грешил осуждением, раздражительностью, обидами, тщеславием и др.) от Исповеди в конкретных личных грехах. Христос – Спаситель лично каждого отдельного человека. Поэтому и отношения христианина и Христа должны быть личными и близкими. Когда человек прячется в формулировках или рассуждениях окружающих людей от беседы «один на один» с Господом, тогда он перестает чувствовать реальную связь с его Спасителем и Утешителем, Воспитателем и Творцом. Парадокс Церкви Христовой заключен в том, что мы спасаемся в Теле Иисуса Христа, значит спасаемся только вместе со Христом и ближними, а по другому никак – так говорят две главнейшие Заповеди (Евангелие от Матфея 22:36-39). И вместе с этим отдельный христианин имеет личные отношения со Спасителем, собственную неповторимую жизнь со Христом и во Христе.
 В связи с личным характером отношений христианина и Иисуса Христа становится понятным важность усиленного внимания именно к конкретной душе, изменениям духовной погоды отдельного христианина – самоанализ в непрестанной работе над душой, всегда с молитвой и под контролем Самого Ближнего и Сокровенного Советника — Бога. Вокруг может быть мир и достаток, благополучие и победы, а в одной душе – хаос и буря, готовая «… положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней»(Псалом 86). Человек сложнее, чем общество, поэтому он более сложную ведет работу над собой, чем она совершается в группе. Мы часто нуждаемся в помощи со стороны наставников, общины братьев или сестер; когда путаемся в духовной борьбе – получаем, порой, простые советы и инструкции опытных в победах «воинов». Это справедливо и необходимо. Но этого недостаточно. Христианину не менее важно самому разобраться в ситуации, как бы в личной работе с Господом Иисусом.
Жизнь отдельного православного христианина – это уникальный бой с тремя источниками искушений – с собой, миром и бесами. Это неповторимое сражение только данного человека. Оно протекает по той же линии фронта, на тех же условиях и правилах, что и у победивших святых людей, но переживается уникально и неповторимо лично самим христианином.
Спасение человека, таким образом, возможно при личном опытном участии спасаемого.
При общей Исповеди человек имеет оправдание по сравнению с общей массой кающихся, будто он не самый грешный: «у людей, наверное, столько грехов, вон они какие печальные, не то, что я…»; «а есть еще вокруг грешнее меня, возможно, я еще не знаю все падение стоящих вокруг меня людей»; «а я, скорее всего, не такой уж и плохой, — сейчас назову несколько фраз в общем порядке, чтобы не задерживать остальных, а какие-то неудобные места пропущу – все вместе грехи простит»; «а я грешен во всем, батюшка, что Вы сказали…».
 При Исповеди общими словами, человек создает красивую историю своего падения, воображает трагедию, с собою в главной роли. Он более заботиться о том, что о нем подумает священник. «Пропустит» ли он его на Причастие, не станет ли задавать вопросов или давать советы. Пример: «тщеславился, гордился, празднословил, гневался, осуждал и прочее…». Конечно, отличную оценку за знание разновидностей грехов и их оттенков он, может быть, и получит, да только, скорее всего, от бесов, которые их великие почитатели и коллекционеры.
Мы идем на Исповедь в надежде отеческого прощения в подлинных наших проступках и падениях. Мы делаем шаг к новой, чистой и доверенной Богу жизни, где уже не будет дружбы с этой скверной, от которой я хочу на Исповеди отречься, на которую я хочу Господу пожаловаться и попросить помощи защитить от нее. Иду к Врачу за лекарством, готов проходить лечение прилежно, внимательно и послушно. Беречься от риска снова «заболеть» этой страстью или повредиться этим грехом.
 Пример полезного и благоприятного исповедования грехов: «согрешил увлечением конфетами; не удержался — и сказал грубое слово маме; обманул священника на Исповеди, назвав грех таким, а на самом деле он страшнее …; ударил с досадой своего подчиненного в плечо, сказал ему «скотина»; забрал с работы остатки фабричного материала без разрешения, оправдывая себя, что их все-таки выкинут как мусор, но использовал дома; позволял себе объятия и поцелуи, доводящие до сжигающей страсти, терял контроль в пылу влечения (что запрещено вне брака); предавался фантазиям своего успеха в бизнесе – видел себя самым успешным и влиятельным президентом компании; стыдился попросить прощения у сына за то, что поругал его по ошибке; улыбался своему товарищу при встрече, но досадовал, что не говорю ему о его неправильном поведении; делал замечания без конца, и все искал повода придраться с укором; не признавал своей ошибки перед пострадавшими от нее; не хотел простить моего обидчика за то…; из принципа судился с соседом за метр земли, потому, что он вредный человек, как я всегда считал; упорствовал в послушании советам священника»… (Общий строй формулировок мы должны выработать сами, для удобства и понимания нас священником, и для обнаружения «греховного нарыва», в этом поможет книга Архим. Иоанна Крестьянкина «Опыт построения Исповеди»).
Принцип максимально полезного для души исповедования грехов: искреннее сожаление о содеянном, честность перед собой и Богом в анализе своей жизни, на основе Евангелия, решимость все изменить и просьба о помощи у Господа, вера в то, что Он поможет и уже помогает, надежда на благополучный исход, с любовью в сердце к Богу и людям. Необходимо следить за состоянием души перед Исповедью и в самом процессе. Стыд перед Богом и священником нормальны и естественны, страх за наказание и ожидание платы за проступок то же уместны. Готовность получить совет или вступить в беседу для уточнения ситуации, принятие епитимьи для врачевания греха должны сопутствовать покаянию христианина.
 Особенно полезно подробное исповедование грехов тем, что названный и обличенный грех становится посмешищем и позорным столбом, к которому уже не хочется прикасаться, чтобы не оскверниться. Да и бесы обезоруживаются, когда мы четко даем отпор мерзким для нас привычкам, делаясь для них врагами и объявляя им войну. Богу мы указываем на обидчика добровольно, с мольбой об уничтожении конкретной болячки, что ценно как акт свободной воли человека.
Когда человек ограничивается общими фразами и моделями в своей Исповеди, он теряет живость и естественность в отношениях с Богом. Бог становится для такого охлажденного человека как бы начальником на церковной работе; духовная жизнь этого несчастного превратилась в фабрику с конвейерами скороговорок и набором привычных действий, с тусовкой, вместо общины христиан, с напыщенным самосознанием избранного и опытного своего состояния, с малым отличием от любой другой структуры мира сего. Мирской характер всего самоощущения и поведения в церковной среде человека, показывает его отдаленность от подлинной евангельской жизни – для которой и существует Церковь Христова на земле.
 Полезными мыслями для отрезвления себя в таком охлаждении являются: память смерти, страх Божий, воспоминание о начале своей духовной жизни, память о своих смертных или тяжких грехах, прощение на Исповеди, воспоминание слез покаяния или благодарности Богу, примеры богобоязненных и благоговейных братьев и сестер, священников и святых, их подвиги и совершенства, свои мелкие несовершенства и казусные ситуации, где портилась репутация и др.
У нас есть метроном, который указывает нам правильный путь исправления и совершенства – это совесть. «Когда Бог сотворил человека, Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое, — сие называется совестью, а она есть естественный закон»(Прп. Авва Дорофей : «Душеполезные поучения», Поучение третье «о совести»).
У нас есть нить, которая бывает, то, как паутина, колеблемая на ветру, то она вырастает в толстый канат, способный утащить за собой целый корабль – это молитва, рождаемая в нас Духом Святым и укрепляемая нашими усилиями, и снова взмывающая на высоты под действием благодати Божией.
Часть 1

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *