Или ныть, или Господу служить

Антоний Дулевич, миссионерский отдел
1. От нежелания служить.
Христианин искуплен драгоценной Кровью Христовой и должен иметь к Господу непрестанную благодарность за это. Иметь её изредка, по праздникам — значит забывать о том, что было сделано для нас Христом. От забвения этой не выразимой словами милости Божией человек теряет настрой и желание служить Богу. Речь не идет о том, что желающий послужить Господу должен непременно стать церковно- или священнослужителем.
Служить Ему можно каждым делом (естественно, не противоречащим Заповеди), мысленно посвящая его Христу. Не ради своего благополучия, а ради Христа. Любое дело можно и нужно посвящать Богу, и в таком случае даже простой инженер или водитель автобуса может угождать Христу, обращая свой труд в служение.
Дивный и назидательный пример смиренного служения показал в Своем Первом Пришествии Сам Господь: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мар.10:45). Старец Иосиф Исихаст писал, что у нас нет варианта не служить Богу, так как мы рабы выкупленные, и если не будем служить и угождать Искупителю, то, станем рабами бесов. Служение Богу – это прямая Заповедь. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10).
Что бывает, когда христианин забывает об этой обязанности? Его профессия и труд превращается в бессмысленное накопительство. И, даже этим все ни заканчивается. Ведь, когда цель — не послужить, а заработать, не дать, а получить, — то, тогда и задачи меняются. Меняются и переживания. Если человек не стремится посвятить Богу все свои дела, то он сталкивается с проблемами других плоскостей. Он начинает расстраиваться не от того, что он у него никак не получается полностью посвятить Богу все свои мысли и чувства, а просто, от каких-то внешних факторов, нисколько не препятствующих нашему спасению. Но сами расстройства — это полбеды. Гораздо печальнее, когда христианин начинает ныть и причитать «как плохо живем», «какая нехорошая власть» и т. п. Это нытьё заражает и других. В итоге, разговоры между христианами превращаются в мирскую болтовню. А апостол Павел запретил пустословие (Еф. 5:4), научил приправлять слово солью (Кол. 4:6), наставил всегда радоваться (Фил.4:4). Поэтому, все разговоры о том, «как на Руси жизнь тяжка» — это вряд ли христианское дело. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, «где собираются или случайно сходятся лица живой веры, у тех всегда и речь о вере и о вере».
Мы не верим в земной рай, поэтому нам бессмысленно мечтать о земном благополучии и сокрушаться о низком уровне жизни. Мы знаем, что суть окружающих город, страну и мир проблем заключается отнюдь не в наличии хорошей/плохой власти. Причины всех бед и радостей зависят, главным образом от того, как у людей выстроены отношения с Творцом. Во всех обстоятельствах христианин должен видеть Промысел или попущение Божие. Именно отказ от служения Бога, начинающемуся с элементарного исполнения Его Заповедей, ведёт к проблемам и последующему нытью. Господь предлагает нам жить по Его правилам. Если мы добровольно отказываемся, то начинаем жить по правилам, которые диктует сей мир. А он, как известно, лежит во зле. Так кто же виноват: чиновники, или мы сами, отказавшиеся жить по правилам Бога? А что же с теми, кто живет по Его порядкам? Неужели у них проблем меньше? Нисколько! Но, у них к ним совершенно иное отношение. В их сердце спокойствие, довольствие малым и «слава Богу за все!»
Убежден, что если христианин будет иметь стремление максимально угодить Господу, то у него просто не останется времени на нытьё и на недовольство окружающими людьми и проблемами мира сего, если те не препятствуют спасению души. Святой ХХ века, преподобный Гавриил Ургебадзе, говорил, что христианину не подобает ныть.
2. Жить, как в «Отче наш»
Отношения с Богом во многом характеризует молитва человека. Святитель Феофан Затворник говорил, что духовное состояние человека можно определить по тому, как человек совершает молитву. Этот принцип проецируется и на людские отношения: как человек относится к ближнему, так с ним и разговаривает. К кому-то со страхом, к кому-то с превозношением и так далее. Так вот, разговор с Богом показывает то, как молящийся относится к Создателю.
Когда ученики Христа спросили у Господа как молиться, Он дал молитву, которую мы сейчас называем «Отче наш». Господь дал образец молитвы. Тот образец, по которому можно определить, какие у нас отношения с Богом.
В молитве «Отче наш» есть ряд прошений. Первое, что испрашивается у Господа, это то, чтобы через нас прославлялось Его преславное Имя. Мы просим, чтобы Господь помог нам жить в святости, требуемой от каждого христианина. Второе прошение о том, чтобы исполнилась воля Господа. Чтобы мы стали её непорочными исполнителями. Третье — чтобы пришло Царствие Божие, причем, пришло не только в сердца, но, и видимым образом, через второе и славное Пришествие Христово. А для его приближения необходимо, чтобы благовестие Христовой проповеди окутало все уголки планеты.
Так вот, получается, что три первых прошения — это не просто какие-то просьбы о земном благополучии, нет. Это прошения о том, что касается нашего приближения ко Христу, нашего спасения и дела всей Церкви. И только после этих прошений следует просьба о земном. Причем, только о самом необходимом. А разве жизнь, мысли и сердечные устремления христианина не должны быть устроены по данному порядку? Конечно, должны. Но так ли все устроено? Это можно проверить по тому, 1) чего человек просит у Бога и по тому, 2) как пытается это реализовать.
Мне кажется, что если бы мы честно и всем сердцем читали бы первые три прошения, то и разговоры между нами были бы не о каких-то земных проблемах, а о том, насколько у нас получается прославлять Бога, исполнять Его волю и приближать Царствие Небесное. А все разговоры о том, как плохо жить, какие плохие политики и начальники, низкий уровень жизни и т.п. свидетельствуют о том, что иерархия ценностей участников подобных разговоров выстроена не по образцу, предложенному Христом. Так, мало того, что нет боли о прославлении Господа и приближении Его Царства, но подобные разговоры и вовсе не дотягивают даже и до четвертого прошения «хлеб наш насущный подавай нам на каждый день». Не дотягивают, потому что Господь учит просить необходимого. А переживания в таких пересудах (когда речь о политике и несправедливости) вовсе не о необходимом, а об устроении земного благополучия.
Если бы мы болели о том, все ли мы делаем, чтобы прославить Христа для всех окружающих, все ли мы делаем, чтобы максимально исполнить волю Господа, тогда это заполняло бы наше сердце и изливалось бы в словах и мыслях. Можно было бы и поплакать по-доброму: «тут я не Бога, а себя прославил», «это дело не принесло пользы ближнему». Но, пока нет желания Богу служить — человек обеспокоен внешними неприятностями. Если уж среди христиан можно встретить нытье и разговоры о том, как вокруг «всё плохо», то, что говорить о людях светских, которые постоянно чем-то недовольны. Как говорил святитель Феофан Затворник, «кто любит Бога, тот только о Нем охотно и беседует, только к Нему и клонит разговор свой, и когда начнет говорить о Нем, наговориться не может; ему там только и быть приятно, где ведут речь о Боге и делах Его, а там, где толкуют о пятом, о десятом, ему скука скучная».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *