Четыре урока из истории исцеления слепорожденного

Антоний Дулевич, миссионерский отдел
Повествованию о событии исцеления слепорожденного посвящена вся 9-ая глава Евангелия от Иоанна. Выйдя из храма после разговора с неверующими иудеями, Господь делает брение из плюновения и пыли, помазывает слепого и отправляет его умыться на купальню Силоам, после чего тот прозревает и оказывается под гнетом давления одержимых злобой иудеев, пытающихся сделать из Божьего чуда «очередное преступление» Христа. 
1. ОН БЫЛ ДОСТОИН ИСЦЕЛЕНИЯ 
Первый урок в том, что слепорожденный был, действительно, достоин исцеления. Достоин и того, чтобы Господь Сам к нему подошел без предварительных просьб с его стороны.
Во-первых, этого бедняку, не имеющему зрения и просящему милости, не чуждо было смирение. Ведь, когда к нему подошёл Иисус и помазал его, он без лишних вопросов отправился исполнять услышанное: «пойди, умойся в купальне Силоам» (Ин.9:7). Блаженный Феофилакт пишет, что слепорожденный понял, что к нему подходил Иисус из разговора учеников с Ним и из ответа «Я свет миру» (Ин.9:5). Так, кроме Христа никто не учил и так Господь говорил не раз. Если бы слепой не знал, что перед ним Иисус, то его молчаливое согласие на отправление в Силоам было просто непонятным, а знание о том, Кто перед ним показывают некое доверие. Затем, когда он уже прозрел, некоторые начали говорить: «не тот ли это, который сидел и просил милостыни?» (Ин.9:8). Прозревший мог сказать, что тот нищий, сидящий вместе с ними — это не он, но он не постеснялся своего прежнего образа жизни, и смиренно, в открытую, проповедывал Христа.

Во-вторых, прозревший явил честность и мужество. После того, как фарисеи допросили его в первый раз, они призвали его родителей, которые боясь отлучения от синагоги за признание Иисуса Христом, ответили: «он в совершенных летах; самого спросите» (Ин.9:23). Когда он оказался перед фарисеями вторично, он не только вновь засвидетельствовал, но начал уязвлять их словом, что вообще никто делать не осмеливался, кроме Самого Христа. Прозревший нищий спрашивает у слепых учителей: «я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?» (Ин.9:27). Блж. Феофилакт комментирует: «шутя же и смеясь над ними, говорит это спокойно; а это показывает душу смелую и неустрашимую, и не боящуюся их бешенства». Воистину, настоящее мужество свойственно именно смиренным людям, что также показали апостолы и мученики.
Так Евангелие приоткрывает нам личность человека, сподобившегося быть найденным и исцеленным Христом.

2. КАК ОБЩАТЬСЯ С АТЕИСТАМИ И СЕКТАНТАМИ 
Второй урок в том, как следует общаться с атеистами или сектантами, которые, задавая вопросы о вере, заинтересованы не в истине, а в утверждении собственных мнений за счет выгодных для них ответов на поставленные ими вопросы.

Когда фарисеи спросили его об исцелении в первый раз, он ответил: «брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.» (Ин.9:15). На вторичном допросе они просили его «воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник», тем самым засвидетельствовать, что Христос был непричастен к чуду. Затем спросили: «что сделал Он с тобою?». Здесь прозревший уже не стал повторяться, так как понял, что им не важна истина. Он сказал:«я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать?» (Ин.9:27). Здесь урок в том, чтобы отсеивать ответы для тех, кто спрашивает ради искушения. Например: «А у вас — иконы!» Но, ведь сразу видно, что человек не интересно, почему мы почитаем святые изображения. А, значит, он просто удовлетворяет свою злобу (мне много раз приходилось слышать две приведенные фразы, но ни разу я не слышал их от находящихся в мирном устроении сердца).
Далее прозревший говорит: «я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?». В контексте беседы с сектантами этот вопрос может звучать так: готовы ли вы покинуть свою «церковь» и присоединиться к Православной Церкви, если вы увидите, что здесь истина? Много раз задавал этот вопрос, но никто ни разу не исповедывал своей готовности, доказав несерьёзность своих убеждений.

Затем, от фарисеев типичный сектантский ответ: «Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он» (Ин.9:29). Они, значит, «знают», что с Моисеем говорил Бог. Но, они этого не знают — им так передали предки. То есть, они верят услышанному, но, созерцая перед собой прозревшего, они не признают чуда, которое имели возможность видеть тщательно исследовать! Так же и сектанты верят услышаному от Православной Церкви (например тому, что 27 книг, написанных апостолами – это Священные книги Нового Завета). Здесь они почему-то решили Церкви поверить. Но, когда Церковь говорит и показывает чудеса (в том числе и современные), сектанты предпочитают вместо тщательного исследования происходящего верить услышанному от древних… Какое безумное заблуждение!

3. МУЖЕСТВО РОЖДАЕТСЯ ОТ СМИРЕНИЯ 
Мужество и смелость рождается от смирения и от стояния в истине. Фарисеи оказались не готовы к серьёзному разговору с аргументированными позициями. Сначала они поступили как поступают все те, за кем не стоит истина — они просто перешли на личность и на оскорбления: «во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» Ну причем тут грехи и «учительство» прозревшего, ведь, вопрос то был совсем не в этом? Но, как это знакомо тем, кто общался с протестантами или сторонниками какого-нибудь профессора, проповедующего ереси. Когда нечего ответить по сути вопроса — моментально переход на 1) личность оппонента, 2) напоминание ему о его грехах 3) упрек в том, что он учит. Столько лет прошло, а модель ответов не имеющих истины осталась прежней.

Чем закончился их допрос? «И выгнали его вон» (Ин.9:34). Полнейшая капитуляция слепых к истине и молчаливых в аргументации фарисеев! И это тоже все знакомо тем, кто приходит проповедывать в те же протестантские общины. Да, даже когда они сами приглашали и когда сами задавали вопросы о вере, чаще всего происходит именно по такому сценарию: 1) допрос с пристрастием; 2) отсутствие ответов и, соответствеенно, некоторая неловкость; 3) переход на личность; 4) «всё, наш разговор закончен, вы пришли спорить… до свидания». Действительно, истина обезоруживает и отправляет в бегство всяческую неправду.
«Примечай, пожалуй, и то, какую смелость дает истина нищему, нисколько не замечательному человеку, и он обличает великих и славных между иудеями. Так велика сила истины, тогда как ложь весьма робка и несмела» (блж.Феофилакт). Эти слова легко проверить: достаточно пригласить протестантов на диспут о вопросах веры, желательно, с участием прихожан из их общины. Авторитетные и красноречивые протестантские пасторы-ораторы найдут десятки причин отказаться от подобного мероприятия. Во всяком случае, по моему опыту, именно так. Но, бывают, конечно, и исключения.

А истина, да, она настолько сильна, что обращает в бегство многих сильных. Идёшь на миссию, стоят крутые парни, человека четыре, могут посмеяться вслед идущего в подряснике, что-то неприятное крикнуть. Но, стоит только подойти к ним с Библией и задать вопрос о Боге, моментально куда-то все разбегаются… И это не столько забавляет, сколько расстраивает. Думаешь: готовы, наверное, к диалогу, раз сами кидают фразы в спину, а на деле, получается, что нет.

4. ХРИСТОС С ТЕМИ, КОГО ВЫГНАЛИ 
Один из самых трогательных моментов этой истории — то, как Христос пошёл за прозревшим, остаивавшем истину перед фарисеями. «Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?» (Ин.9:35). Прозревший смело защищал Христа, Которого не видел. Он защищал Его в одиночку, ему не у кого было попросить помощи, но, он не сломался под давлением. И Господь, «найдя» его…. «Сказано, нашел его, подобно подвигоположнику, который принимает борца, сильно изнемогшего и увенчанного» (блж. Феофилакт). Бывший слепец не просто встретился со Христом на порожках храма. Услышав об его изгнании, Господь пошёл искать и встречать его. Вот к чему приводит отстаивание истины, которое, порой, кажется безрезультативным.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *