Отношение к прошлому. Что помнить полезно, а что – нет

DSCN17825Диакон Димитрий Уваров, миссионерский отдел Кызыльской епархии
В свете нашего обсуждения проблемы мелочей в жизни христианина и их влияния на участь после смерти, стоит разобрать взаимоотношения человека и его прошлого, а так же упомянуть о «помощниках» в этом процессе.

Прошлое – это обширное засеянное нами поле, которое дает не только ожидаемые нами и усиленно культивируемые всходы и приятные с них плоды, но и сорняки или бесполезные культуры, которые оказываются неожиданными или упорно забываемыми нами.
Область прошлого для христианина всегда накапливается. Так же является и дополнительным фронтом приятной или неприятной, трудоемкой работы. Это опыт ошибок, грехов, побед, приятных событий и ощущений, встреч с людьми или даже Богом. Работать с осмыслением прошлого нам помогает Господь, святые, Ангелы, но так же и бесы.
Наибольшая брань на уровне мыслей совершается на материале из впечатлений и знаний прошлого. Здесь и повод к тщеславию, и сладкие удовольствия от грехов, и смрад от осознания их мерзости, и память о первых познаниях мира, людей, радость от встречи с Господом, озарения новыми идеями, религиозные переживания, тяжелые или запутанные чувства от столкновения с интересами окружающих, образы видимые, слышанные и так далее.
Нам же, уточним, интересно, что же христианину делать со своими грехами, оставленными в прошлом?

Греховные страсти(привычки) делятся на: плотские: чревоугодие и блуд; душевные: сребролюбие, гнев, печаль и уныние; и духовные: тщеславие и гордыня (Прп. Иоанн Кассиан: классификация страстей, из книги «Страсти – болезни души» серии о страстях, автор: С.М.Масленников).
Смертные грехи, за которые человек тут же достоин быть отправлен в муку вечную, или тяжкие грехи, как утверждают святые отцы(Свт. Игнатий Брянчанинов, Прп. Ефрем Сирин, Прп. Иоанн Лествичник и др.), нуждаются в пожизненной памяти о них и сокрушении души. Но память эта должна крепнуть в уповании на помилование Божие. При искреннем исповедании этих грехов и прощении со стороны Господа, или, даже, ближних, христианин, однако же, должен всю свою жизнь нести на себе тяжесть содеянного в своем сердце, совершая добродетели, противоположные греху. Если грех блудный или хульный(по отношению к Богу или святыне), то подробности греха опасны для воспоминания, так как влекут за собой искры былого пламени и превращают его снова в действительный пожар. Поэтому подробное исповедание подобных грехов может быть даже вредным – здесь ограничиваются сухим наименованием греха как в книгах.
После отвращения от греха с его исповеданием и переменой жизни, следует врачеваться длительное время, а порой и всю жизнь. Память проступков помогает человеку быть осторожным и внимательным к своим чувствам и желаниям, воспитать смирение перед Вечно Святым Богом, укрепляться в любви и надежде на Него.

Но есть и то, что помнить прямо нам навязывают бесы, прибавляя тяжесть к совершенным нами грехам, еще и выдуманными сквернами и фантазиями.

Ясно, что память о содеянных ошибках не должна увести человека в отчаяние, что бывает, когда он не имеет крепкой веры, надежды на Бога и достаточной любви к Нему и людям.
Вот в такое отчаяние нас ввергают демоны, не только отнимая у нас упование на Милость Спасителя, запутывая нас своими убеждениями и уверениями в беспощадности Творца, но и навязывая нам не принадлежащие нам согрешения.

Грех зреет в человеке поэтапно. Отцы выделяют четыре или пять ступеней. (Прп. Никодим Святоорец: «Невидимая брань», о возникновении греха).
1)Помысл – когда к нам прилетает мысль извне
2)Собеседование – когда мы реагируем вниманием на эту мысль и рассуждаем над ней
3)Приражение, пленение – попадание во власть мысли, симпатия к ней, присваивание ее себе
4)Действие – намерение реализовать мысль в жизни, планы по ее исполнению
5) Практическое действие
Грехом собственным и нашим мысль становится на этапе 3. Но начинающему воину Христову не полагается задерживаться на этапе 2. Собеседования, а отвергать мысль на этапе 1.
Опытные подвижники духа могли мысль разоблачить в момент собеседования с ней, чтобы обезоружить беса, предлагающего ее.

Существует ряд моментов, в которых христианин оказывается как бы в ловушке или в сети бесовской, без свободной на то воли, и рискует впасть в смущение или тоску из-за неясности своей вины.
Атака продолжительное время одним и тем же помыслом, не принимаемым нами, не расценивается как грех, но может быть остановлена признанием в этой борьбе на Исповеди.
Молитва и пост изгоняют, по словам Спасителя, демонов из нашего сердца. Помыслы могут забрасываться в неожиданное для нас время, когда мы более к этому не готовы.

Ночные искушения и мечтания, где не участвует наша воля – во сне – так же могут серьезно пошатнуть твердость христианина, веру, внимательность к себе. Враг создает ситуации во сне, где мы как бы поступаем греховно, хотя, когда просыпаемся, понимаем, что ситуация нереальная, а ощущение греха уже поразило сердце, вина и огорчение остались с нами. В таком случае мы должны всерьез спросить себя: что может эта ситуация сказать обо мне, почему Бог попустил мне впасть в это искушение. Часто – такое происшествие указывает на неизжитый грех, не вырванный корень его, или гордость, — чтобы укорить наше превозношение, Бог дает нам ощутить нашу низость. Такие сны мы не обязаны запоминать и исповедовать как совершённый грех, скорее всего, нам стоит всерьез изучить причины такого ночного смущения и покаяться в них.

Небылицы, которые нам навязывают бесы, мы не обязаны считать своими. Подозрения на других, слухи, сны, видения, помыслы будут всегда сопутствовать борьбе христианина против себя, мира и бесов. Надо категорично отвергать их как «ложные подарки» врагов.
То же относится и к ситуациям жизни, когда, без объективных причин, мы оказываемся в напасти или беде. Надо принять это с благодарностью к Богу, учитывая, что воин не станет искусным, не участвуя в боях. Бесы желают погубить нас, но Господь снаряжает нас всем необходимым для войны и всегда находится с нами.
В итоге, скажем, что помыслы еще не являются грехами, но добровольное увлечение ими душу «женит» на грехе.

Часть 1
Часть 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *