Кровавый спорт

IMG_4399Диакон Димитрий Уваров, миссионерский отдел Кызыльской епархии
В чем же, по мнению святых отцов наших,
заключается повседневное движение к спасению?
Известное святоотеческое изречение «Дай кровь – прими Дух!»  лежит в основе всякого подвига христианина. Слова преподобного Серафима Саровского «Стяжи дух мирен»  выражают именно эту установку на кровопролитный труд в делах облагораживания и украшения души.

Когда кто-нибудь приходит в храм, чтобы начать трудиться в нем и знакомиться с церковной жизнью из-за прилавка или из сторожки, он может приобрести навыки общения со священнослужителями и прихожанами, что-то узнаёт об Исповеди грехов, причащается впервые…
Может быть, он готовит в церковной трапезной или моет полы, помогает в строительстве новых помещений храма или выполняет другую, конечно необходимую, работу. А может ему посчастливилось помогать в алтаре…
И, наконец, возможно он на пути к священному сану, учится в семинарии или духовном училище, регулярно помогает при богослужении… И, все это, как мы понимаем, — еще не духовная жизнь!
Когда человек ставит перед собой вопросы: кто я вообще такой? зачем я здесь? какова моя участь? что меня ждет за мои шалости и проступки? Какой Он – Бог?  что я скажу Ему при встрече? как мне жить в Его постоянном присутствии?.. Вот тогда такой человек начинает искать себе «провожатого» и «наставника» в решении этих вопросов. Это может быть священник, опытный прихожанин или книга святого отца. Тогда может начаться духовная жизнь.
Но тут возникает дилемма: «как соединить свою привычную работу при храме и мою личную боль?». Бывает, что люди «воцерковляются», по их мнению, через хозяйственно-экономическую работу в приходе. Все в Церкви Христовой должно согласовываться с пользой для конкретной души человека. Если он получает душевный комфорт от своего служения в Церкви, а о духовном росте мало интересуется, то в какой-то момент при испытаниях, он отойдет от Христа, забросит храм.
Как эту «пользу» для души найти? Здесь уже вопрос обращен к сокровенной жизни этого человека, которую он открывает духовнику или верующему собеседнику. Необходимо задаться вопросом: что мне надо изменить в себе? И тогда – проводить эту работу над собой при помощи опытных людей. Здесь помогут и работа (служение)  в лавке, и в сторожке, и в магазине, и в просфорне, и в хоре, и в алтаре.
Самая первая цель – соединение с Богом! Жизнь с Ним ежеминутно.
И вот теперь начинается «кровавый спорт».
Например 1. Поставить себе задачу не обижаться. И в этот день искать поводы с молитвой и с любовью ответить на обиду кротким молчанием. Найти в себе корень обиды. Это может быть из-за несчастной личной жизни, детей, карьеры и прочего…  (Найдем в себе не те интересы, которые нас двигали к успехам, а совсем иные. Будем бороться за мир на сердце, сострадание к другим и искреннее желание святости!)
Например 2. Подвести итог сегодня вечером: «вот я встретился с этим человеком, говорил с тем, а вот какие плохие мысли и чувства я испытал перед своей совестью; а в этом я поступил по Божией заповеди – это хорошо, слава Господу за помощь Его…». Вставая утром, будем ставить себе задачу духовного боя в этот день. Бой скверным словам – «пускай ни одна «змиюка» гнилого слова не соскользнет с моего языка, я перекушу ее пополам и проглочу!». Продвинемся далее в своих боях за здоровье души… Необходимо сверяться со священником. Читать об этом в книгах святых.
Вторая цель – производная от соединения с Богом — спасение всего себя – и тела и души! Как? Через исполнение воли Божией!
Вообще для ведения жесточайшей войны за свою душу необходима помощь чемпионов мира по умному боксу и борьбе, их неоценимый опыт. Спросим совета у Иоанна Лествичника, Аввы Дорофея, святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия Брянчанинова, Никодима Святогорца, Паисия Святогорца; просмотрим духовные бои подвижников из Добротолюбия.
Для этой войны Господь указывает на пост и молитву. Он говорит, что бесовский род изгоняется именно так.
Пост должен стать нормальным состоянием души христианина – то есть умение воздерживаться от злых и вредных действий и слов. Молитва неотступно должна пульсировать в сердце, осознаваемая умом. Утром или вечером — на молитвенном правиле, в храме – со всеми молящимися, в делах житейских – вместе с памятью о Боге, желанием Ему угодить и любить.
Пост помогает человеку смириться в любое время, проявить терпение, самотвержение и другое… Молитва делает душу человека как-бы Ангелом, всегда парящим перед Богом и славословящим Господа.
Но всегда, во всех этих случаях, мы отыскиваем пользу для души, не ищем наслаждения, а желаем спасения. В этом трезвом состоянии уместны слова Апостола Павла о плодах духовных («… любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» Послание Галатам 5:22-23).
Надо нам напоминать себе: «исполню ли я в этом деле волю Бога обо мне; будет ли Господу это угодно, или Он другое ждет от меня?». Потому что каждый человек неповторим. Его ситуация – это его личный крест! Как бы сделал Христос в этой ситуации… Для примера нам необходимо запастись арсеналом жизнеописаний православных святых мужчин, женщин и детей – и мирян, и монахов. И навсегда настраиваться подражать только им в своей жизни.
Преподобный Серафим четко указывал на обогащение благодатью и добродетелями. Он сравнивал христианина с купцом, который продает товар с максимальной для себя выгодой!
Первая цель станет ближе, когда мы начнем преуспевать в борьбе со своими главнейшими пристрастиями и привычками.
Когда-то начинаются серьезные трудности в преодолении себя. «Дай кровь – прими Дух!».
Человек все больше и больше видит свое бессилие перед определенной вредной привычкой. И начинает как-бы проливать кровь, прося Бога в молитве избавить его от этой привычки. Если он делает это ради исправления себя и приближения к Господу, то такой человек будет преуспевать. Но бывает, делают все это и ради самоуважения и чтобы люди почитали. Это состояние называется прелестью – самообманом. Человек в таком состоянии как-бы больше самоутверждается, растет в своих собственных глазах. Это вид губительной гордыни.
Поэтому бой за чистоту и святость души проходит в тишине смирения и самоукорения.
Борьба за свое спасение должно рождать радость пройденных испытаний и спокойствие совести в выбранном пути. Ведь каждый день, проведенный в состоянии изменения себя по образу Христа – для нас является днем победы.
Пускай мы не стали квалифицированнее на работе или проворнее в церковных послушаниях, но если мы приобрели жемчужину для своей души, то она станет нам дороже успехов временных! Да спасемся в единой Православной Церкви Христовой!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *